Восстания в СССР
Jun. 20th, 2017 08:36 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
В последнее время разговор как-то все чаще заходит не просто о гражданском сопротивлении, а о силовом гражданском сопротивлении. Одним из самых очевидных примеров действий такого рода является феномен под названием «восстание».
С одной стороны, даже в нынешних российских вузах, кажется, не боятся регулярно говорить об одном из наиболее естественных прав человека – праве на восстание против криминальной власти. Более того, каждый российский гражданин – как минимум из школьной программы – должен быть знаком с деталями т.н. Октябрьского восстания 1917 г. Последнее, как известно, является, так сказать, родовой купелью не только более чем 70-летнего советского режима, но и в большой степени режима нынешнего, какой, в свою очередь, не только не разорвал родовую пуповину, связывающую его со своим предшественником, но даже и сильно укрепил ее в последние годы.
С другой стороны, российские граждане, кажется, несопоставимо лучше информированы как о вышеупомянутом Октябрьском восстании, так и о других восстаниях, предшествовавших Октябрьскому, – о восстаниях С.Разина и Е.Пугачева, И.Болотникова и К.Булавина, на крейсере «Потемкин» и в Свеаборгской крепости, Стрелецком бунте и восстании декабристов, даже о польских и чеченских, башкирских и среднеазиатских восстаниях, даже о восстаниях, известных под названием «Первое Земское ополчение 1611 г.» и «Второе Земское ополчение 1612 г.», нежели о восстаниях, последовавших за Октябрьским переворотом (за очевидным исключением Тамбовского и Кронштадтского восстаний), то есть, например, о восстаниях Ижевско-Воткинском и Западно-Сибирском, Вешенском и Вилочном, Чапанном и Слуцком, Кубанском и Таймырском, алтайских и казахских, чеченских и якутских, ямальских и колымских, Воркутинском и Усть-Усинском, Норильском и Кенгирском, на крейсере «Калинин» и эсминце «Сторожевом».
Поэтому нижеследующий список восстаний (увы, неполный и безусловно подлежащий уточнениям, исправлениям, дополнениям) призван прежде всего напомнить о важнейшей части не только отдаленной, но и совсем недавней истории нашей многострадальной родины.
Следует упомянуть несколько правил, по которым те или иные события были включены или же не включены в указанный список:
- восстание – это массовая силовая акция, направленная против существующей власти, проводимой ею политики, ее органов, ее представителей;
- для признания восстанием в массовом выступлении должен присутствовать силовой элемент – применение оружия, часто (но не всегда) сопровождаемое жертвами – либо со стороны повстанцев, либо со стороны карателей, либо с обеих сторон;
- мирные выступления (митинги, демонстрации) – какими бы массовыми они ни были, независимо от их целей, в список не включались;
- восстание (выступление) должно быть относительно массовым;
- локальные силовые акции против власти, ее органов и представителей, иногда называемые официальными властями террористическими актами, были включены в список лишь в качестве упоминания их общего числа в отдельные годы;
- восстание направлено непосредственно против властей и/или проводимой ими политики; силовые акции, в том числе массовые, не направленные против власти, их органов, представителей, проводимой ими политики (например, беспорядки, драки, грабежи) в список не включались;
- межэтнические конфликты, не включавшие в качестве своих участников представителей «государствообразующей нации» (русских), например, ингушско-осетинский, абхазо-грузинский, армяно-азербайджанский, в список не включались;
- межэтнические конфликты, включавшие в качестве своих участников представителей «государствообразующей нации» (русских), например, якутско-русский, ненецко-русский, литовско-русский, чеченско-русский, узбекско-русский, таджикско-русский, были включены в список;
- восстания, происходившие во время Гражданской войны 1918-20 гг. и Второй мировой войны 1939-1945 гг. в районах боевых действий и на территориях, прилегавших к театрам военных действий, в список, как правило, не включались;
- в список также не включались силовые акции, проводившиеся гражданами недавно оккупированных стран – Балтии и Польши в ее восточной части (на территории Западной Украины и Западной Беларуси), т.е. «лесными братьями», членами повстанческих группировок ОУН-УПА, а также участниками т.н. «басмаческого движения» после ликвидации коммунистическими властями автономии Кокандского ханства, а также независимости Хивинского ханства и Бухарского эмирата на террритории Средней Азии и Казахстана.
Восстания против Советской власти, ее политики, органов, представителей, 1918-1990 гг.














Тема восстаний безусловно заслуживает детального обсуждения. Сейчас же отметим лишь несколько самых очевидных наблюдений из приведенного выше (подчеркнем еще раз, неполного) списка.
- Восстаний в СССР было много; они происходили гораздо чаще, чем в предыдущие периоды российской истории; число их участников огромно; по сути дела это была (продолжается?) Столетняя гражданская война в России – между античеловеческой властью и народом.
- Некоторые периоды последнего столетия – первая половина 1920-х годов, 1928-32 гг, 1940-е гг. – это по сути дела беспрерывная практически тотальная народная война против коммунистической власти и охранявшей ее госбезопасности.
- Все послеоктябрьские восстания были жесточайшим образом подавлены властями; жестокость подавления восстаний коммунистами и ОГПУ/НКВД/КГБ на порядок превышала жестокость подавления восстаний, например, в Российской империи, хотя и последняя, в свою очередь, воспринималась европейцами вполне варварской;
- Сама Столетняя гражданская война в России и гибель в ней миллионов и десятков миллионов наших сограждан – это чудовищная трагедия нашего народа.
- Массовость участия населения в восстаниях в большой степени зависит от наличия оружия на руках у населения; систематическое изъятие коммунистическими властями и политической полицией оружия у граждан страны обусловило последовательное их политическое, экономическое, личное порабощение.
- В очередной раз подтверждаются старинные максимы:
свободный человек – это вооруженный человек;
право на ношение оружия – это неотъемлемое естественное право свободного человека.
- Наконец, последнее: успех восстания при тоталитарном (и, очевидно, жестко авторитарном) режиме определяется не столько на поле боя, сколько в головах лидеров режима, против которого направлено восстание, – насколько эти лидеры готовы к изменению своей политики и своего поведения в виду как мирного, так и вооруженного сопротивления самим себе. Относительный успех восстаний заключенных концлагерей ГУЛАГа 1953-54 гг. (приведших в конечном счете к ликвидации ГУЛАГа) был обусловлен прежде всего тем, что в Кремле к этому времени находился уже не Сталин, готовый отправлять и отправлявший на тот свет неограниченное число своих сограждан, а другие лица, в головах которых откровенно рабовладельческий строй воспринимался в качестве уже очевидного анахронизма.
С одной стороны, даже в нынешних российских вузах, кажется, не боятся регулярно говорить об одном из наиболее естественных прав человека – праве на восстание против криминальной власти. Более того, каждый российский гражданин – как минимум из школьной программы – должен быть знаком с деталями т.н. Октябрьского восстания 1917 г. Последнее, как известно, является, так сказать, родовой купелью не только более чем 70-летнего советского режима, но и в большой степени режима нынешнего, какой, в свою очередь, не только не разорвал родовую пуповину, связывающую его со своим предшественником, но даже и сильно укрепил ее в последние годы.
С другой стороны, российские граждане, кажется, несопоставимо лучше информированы как о вышеупомянутом Октябрьском восстании, так и о других восстаниях, предшествовавших Октябрьскому, – о восстаниях С.Разина и Е.Пугачева, И.Болотникова и К.Булавина, на крейсере «Потемкин» и в Свеаборгской крепости, Стрелецком бунте и восстании декабристов, даже о польских и чеченских, башкирских и среднеазиатских восстаниях, даже о восстаниях, известных под названием «Первое Земское ополчение 1611 г.» и «Второе Земское ополчение 1612 г.», нежели о восстаниях, последовавших за Октябрьским переворотом (за очевидным исключением Тамбовского и Кронштадтского восстаний), то есть, например, о восстаниях Ижевско-Воткинском и Западно-Сибирском, Вешенском и Вилочном, Чапанном и Слуцком, Кубанском и Таймырском, алтайских и казахских, чеченских и якутских, ямальских и колымских, Воркутинском и Усть-Усинском, Норильском и Кенгирском, на крейсере «Калинин» и эсминце «Сторожевом».
Поэтому нижеследующий список восстаний (увы, неполный и безусловно подлежащий уточнениям, исправлениям, дополнениям) призван прежде всего напомнить о важнейшей части не только отдаленной, но и совсем недавней истории нашей многострадальной родины.
Следует упомянуть несколько правил, по которым те или иные события были включены или же не включены в указанный список:
- восстание – это массовая силовая акция, направленная против существующей власти, проводимой ею политики, ее органов, ее представителей;
- для признания восстанием в массовом выступлении должен присутствовать силовой элемент – применение оружия, часто (но не всегда) сопровождаемое жертвами – либо со стороны повстанцев, либо со стороны карателей, либо с обеих сторон;
- мирные выступления (митинги, демонстрации) – какими бы массовыми они ни были, независимо от их целей, в список не включались;
- восстание (выступление) должно быть относительно массовым;
- локальные силовые акции против власти, ее органов и представителей, иногда называемые официальными властями террористическими актами, были включены в список лишь в качестве упоминания их общего числа в отдельные годы;
- восстание направлено непосредственно против властей и/или проводимой ими политики; силовые акции, в том числе массовые, не направленные против власти, их органов, представителей, проводимой ими политики (например, беспорядки, драки, грабежи) в список не включались;
- межэтнические конфликты, не включавшие в качестве своих участников представителей «государствообразующей нации» (русских), например, ингушско-осетинский, абхазо-грузинский, армяно-азербайджанский, в список не включались;
- межэтнические конфликты, включавшие в качестве своих участников представителей «государствообразующей нации» (русских), например, якутско-русский, ненецко-русский, литовско-русский, чеченско-русский, узбекско-русский, таджикско-русский, были включены в список;
- восстания, происходившие во время Гражданской войны 1918-20 гг. и Второй мировой войны 1939-1945 гг. в районах боевых действий и на территориях, прилегавших к театрам военных действий, в список, как правило, не включались;
- в список также не включались силовые акции, проводившиеся гражданами недавно оккупированных стран – Балтии и Польши в ее восточной части (на территории Западной Украины и Западной Беларуси), т.е. «лесными братьями», членами повстанческих группировок ОУН-УПА, а также участниками т.н. «басмаческого движения» после ликвидации коммунистическими властями автономии Кокандского ханства, а также независимости Хивинского ханства и Бухарского эмирата на террритории Средней Азии и Казахстана.
Восстания против Советской власти, ее политики, органов, представителей, 1918-1990 гг.














Тема восстаний безусловно заслуживает детального обсуждения. Сейчас же отметим лишь несколько самых очевидных наблюдений из приведенного выше (подчеркнем еще раз, неполного) списка.
- Восстаний в СССР было много; они происходили гораздо чаще, чем в предыдущие периоды российской истории; число их участников огромно; по сути дела это была (продолжается?) Столетняя гражданская война в России – между античеловеческой властью и народом.
- Некоторые периоды последнего столетия – первая половина 1920-х годов, 1928-32 гг, 1940-е гг. – это по сути дела беспрерывная практически тотальная народная война против коммунистической власти и охранявшей ее госбезопасности.
- Все послеоктябрьские восстания были жесточайшим образом подавлены властями; жестокость подавления восстаний коммунистами и ОГПУ/НКВД/КГБ на порядок превышала жестокость подавления восстаний, например, в Российской империи, хотя и последняя, в свою очередь, воспринималась европейцами вполне варварской;
- Сама Столетняя гражданская война в России и гибель в ней миллионов и десятков миллионов наших сограждан – это чудовищная трагедия нашего народа.
- Массовость участия населения в восстаниях в большой степени зависит от наличия оружия на руках у населения; систематическое изъятие коммунистическими властями и политической полицией оружия у граждан страны обусловило последовательное их политическое, экономическое, личное порабощение.
- В очередной раз подтверждаются старинные максимы:
свободный человек – это вооруженный человек;
право на ношение оружия – это неотъемлемое естественное право свободного человека.
- Наконец, последнее: успех восстания при тоталитарном (и, очевидно, жестко авторитарном) режиме определяется не столько на поле боя, сколько в головах лидеров режима, против которого направлено восстание, – насколько эти лидеры готовы к изменению своей политики и своего поведения в виду как мирного, так и вооруженного сопротивления самим себе. Относительный успех восстаний заключенных концлагерей ГУЛАГа 1953-54 гг. (приведших в конечном счете к ликвидации ГУЛАГа) был обусловлен прежде всего тем, что в Кремле к этому времени находился уже не Сталин, готовый отправлять и отправлявший на тот свет неограниченное число своих сограждан, а другие лица, в головах которых откровенно рабовладельческий строй воспринимался в качестве уже очевидного анахронизма.
no subject
Re: Восстание в Грузии в марте 1956 г.
From:Ссылки в Вашем комменте рвут ленту блога
From:1-я часть
From:2-я часть
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2017-06-20 06:44 am (UTC)no subject
Date: 2017-06-20 07:48 am (UTC)Так и называли - "социалистический лагерь"
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2017-06-20 07:25 am (UTC)ÐиÑели РФ не понимаÑÑ... То ÑÑо Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð±Ñло 12.06. - ÑÑо подавление Ð·Ð°Ñ Ð²Ð°ÑивÑими влаÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпниками пÑоÑеÑÑов гÑаждан ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¿ÑоÑив пÑеÑÑÑплений Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¾ÑÑженнÑÑ Ð¾ÑÑÑдов.
Ð ÑÑо Ñамое непÑиÑÑное подавление Ñ ÑелÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑкÑÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ, но и пÑодолжаÑÑ Ð¸Ñ ..
ÐÐ»Ñ ÑÐµÑ ÐºÑо Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ð² РФ: коÑÑÑпÑÐ¸Ñ - ÑÑо пÑеÑÑÑпление пÑедÑÑмоÑÑенное УРРФ.
спокойного времени не будет никогда, мы в игре
Date: 2017-06-28 07:17 am (UTC)no subject
Date: 2017-06-20 07:43 am (UTC)Андрей Николаевич (да и остальные если кто в теме). Уже неоднократно видел комментарии по поводу того, что нужно более внимательно изучать польский опыт организованного сопротивления советскому режиму.
Однако, материалов много и в них теряешься. Не подскажите, с чего лучше всего начать? (одна книга, или сборник статей или несколько авторов)
Польский опыт сопротивления
Date: 2017-06-20 11:36 am (UTC)Нужно заметить, что вооруженное «организованное сопротивление коммунистическому режиму» продолжалось до 50-х гг. В 1956 (в Познани) и в 1970 (в Гданьске) были рабочие протесты, которые по терминологии АНИ следует назвать восстаниями, но они были стихийными.
Организованное гражданское сопротивление возникло в 60-е гг. Среди интеллигенции и было довольно похоже на советское диссидентское движение.
Перелом наступил в 1980, когда Польшу охватила всеобщая стачка (в Гданьске она была в определенной степени подготовлена), и впервые в послевоенной истории рабочие и интеллигенция выступили против власти заодно: рабочие – с более радикальными требованиями, интеллигенты – с более соглашательскими. Так возникла «Солидарность»,
На самом деле вам лучше всего начать с текста Ядвиги Хмелевской, опубликованном в посте АНИ от 24.01.2012 (http://aillarionov.livejournal.com/381219.html) и с обширной дискуссией на эту тему и имеющимися там ссылками.
Re: Польский опыт сопротивления
From:Re: Польский опыт сопротивления
From:Re: Польский опыт сопротивления
From:Re: Польский опыт сопротивления
From:(no subject)
From:(no subject)
From:польский фильм 80 миллионов
From: (Anonymous) - Date: 2017-06-26 11:16 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2017-06-20 08:10 am (UTC)"Восстания против коммунистов и ГБ, 1918-1990"?
Date: 2017-06-20 10:45 am (UTC)Re: Извините, не было возможности ответить сразу...
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-13 07:56 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2017-06-20 08:54 am (UTC)http://aspav-sp.livejournal.com/
no subject
Date: 2017-06-20 10:27 am (UTC)Но во второй половине 19 - начале 20 вв. тоже было немало восстаний. Гражданская война была не столетней, а более длительной.
no subject
Date: 2017-06-21 04:24 pm (UTC)1817—1864 - Кавказская война.
1863-1864 - Январское восстание в Польше, Беларуси и Литве.
(Что характерно, империалистические историки хотят уничтожить Беларусь даже на бумаге с упрямством достойном лучшего применения называя оба этих восстания "польскими" и даже "шляхетскими", тоже самое и в отношении Тринадцатилетней ("Неизвестной" Генадий Саганович) войны 1654—1667 гг. Московского царства против Речи Посполитой, это по их мнению якобы война "России" против одной только Польши.)
no subject
Date: 2017-06-21 05:48 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:Ссылка в Вашем комменте рвет ленту блога
From:...
Date: 2017-06-20 10:41 am (UTC)Сейчас такой шанс есть, т.к. есть интернет, реальный потенциал которого осознают пока что далеко не все. И сейчас, все-таки, уже не времена царизма и СССР-невозможно скрыть хладнокровный и умышленный массовый расстрел миллионов. Тут уж их гибридные методы будут непригодны. А для очень многих в окружении вождя неприемлем разрыв с Западом-в отличии от прошлых фанатиков в правящей верхушке.
Поэтому, как уже много лет прогнозирует уважаемый Андрей Андреевич Пионтковский, наиболее ожидаемый результат массового выхода на улицу миллиона решительно настроенных людей-это раскол и попытка бегства "элит", в том числе и самого ближайшего окружения.
Вопрос лишь в том, кто и когда назначит дату этого классного дня в календаре и пригласит всех желающих с российских регионов на массовые гуляния в столицу...)
Re: ...
Date: 2017-06-20 06:21 pm (UTC)Давно назначил, несколько лет назад.
Интересно, конечно, как оно всё будет впереди)
Re: ...
From:Re: ...
From:Re: ...
From:Re: ...
From:Re: ...
From:Re: ...
From:Re: ...
From:Re: ...
From:Re: ...
From:no subject
Date: 2017-06-20 10:53 am (UTC)В наше время это очень важно.
no subject
Date: 2017-06-20 11:02 am (UTC)Ну, положим, "человеческая власть" Б. Ельцина тоже не постеснялась "самым жесточайшим образом" подавить восстание против неё.
Ну, положим
Date: 2017-06-20 01:04 pm (UTC)no subject
Date: 2017-06-20 11:05 am (UTC)Очень не нравится термин "гражданская война", можно подумать, что это одни граждане воюют с другими гражданами, а это в корне неверно. Была война бандитов против граждан, то есть против тех, кто защищал свои права, и война продолжается.
Интересное наблюдение и хорошее замечание!
Date: 2017-06-22 12:36 pm (UTC)2. Формальная мутная терминология, к сожалению, очень часто используется для нивелирования и искажения реальной сути событий...
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2017-06-20 11:40 am (UTC)А) доказать существование некой "Столетней гражданской войны в России – между античеловеческой властью и народом";
Б) с учетом нашего спора с АНИ в позапрошлом его посту, доказать ответственность "лидеров" протеста и снять ее с "простых" участников протестов (восстаний) ("успех восстания при тоталитарном (и, очевидно, жестко авторитарном) режиме определяется не столько на поле боя, сколько в головах лидеров режима, против которого направлено восстание").
Оба пункта пропитаны глубочайшим инфантbлизмом "масс" - в пункте А) это невиновность народа (населения), которого обижает некая власть, в пункте Б) вина возлагается на лидеров ("Если перед молодым (или старым, или перед кем-либо другим) стоит выбор - сунуть голову в петлю или не совать ее туда, то мой совет - не совать. Голова может еще пригодиться... Ваша тактическая и стратегическая "победа" - тысячи арестованных людей по стране... Поэтому разница между нами (Навальным и Вами, с одной стороны, и мной, с другой) в том, что Вам хочется "поиграться", а мне нужны реальные результаты." - http:// aillarionov. livejournal. com/1005339. html?thread=87472155#t87472155 ), а вовлеченнным в протест массам АНИ отказывает в обладании собственного понимания опасностей выхода на несанкционированные выступления, приравнивает их тем самым к "болванчикам" без воли и разума и как-бы дает рекомендацию власти - уберите тем или иным способом лидеров? и болванчики сами не выйдут никуда. Насколько я могу понять, АНИ несогласен (и недоволен) выходом людей на Тверскую с Сахарова по призыву Навального, так как это могло повлечь (и повлекло) травмы, избиения, судебное преследование протестуюих. "Действавать по-умному" по АНИ это как-то по иному, но только без риска нарваться на силовое насилие (или с насилия, но с однозначно выигрышным результатом?). Какой способ был "умнее"? Снова народничество, просвещение масс, достижения парламентского большинства и мирная смена власти? Проходили в начале ХХ в, не действует. Кто сильней, то и перехватит разваливающуюся тоталитарную НЕЭФФЕКТИВНУЮ В РЕФОРМАХ власть. Силу нужно ковать. Выход на Тверскую был совершенно оправдан. Роль лидеров тут одна - не врать. Дело каждого понимать последствия. Снимать с масс ответственность крайне ошибочно. Массы (раздражающее для кого-то слово, но всеж оставлю его) имеют свое мнение и следуют исключительно за лидером, выражающим ИХ настроения, цели, методы их достижения.
Пунк Б) локален, гораздо интересней пунк А), но с ним чуть позже.
no subject
Date: 2017-06-27 11:59 am (UTC)Айфоны -- оружие "белоподкладочников"
Date: 2017-06-20 12:06 pm (UTC)12 июня в Москве никто из протестующих не пытался отбить парня или девушку, которая кричала «Люлди, помогите!», когда тащили в автозак, но все массово снимали этот ужас на айфоны и скандировали: «Позор! Позор!»
Только кому же позор?
Поясняю. Я никого и никогда не стал бы призывать рисковать собой. Я удивлен только тому, что в такой огромной толпе ни нашлось ни одного человека, который, НЕ РАЗДУМЫВАЯ, бросился бы на помощь товарищу. Ладно, все остальные из последних сил сдерживают себя, сознательно и героически снимают на айфоны, чтобы потом помочь жертвам документальными свидетельствами и т.д.
Но это уже рефлексия, а этика -- этот рефлекс
Чисто статистически не бывает в массовом явлении, где каждый элемент (частица) ведет себя автономно, чтобы не было отклонений (пусть редких) от доминирующего поведения ("хвосты распределения").
Но ведь не все же такие рациональные? Всегда нашлись бы "горячие головы", которые просто не рассуждали бы, а бросились отнимать товарища. Как это делают, например, футбольные болельщики во время свары с полицией на стадионе.
Но да -- они хулиганы. У них голова по-другому устроена и рефлексы другие.Но их реакции -- более человеческие.
Единственное объяснение: протестующие молодые люди были уверены, что ничего плохого с ними не произойдет, максимум сутки в обезьяннике и выход на волю героями.
Re: Айфоны -- оружие "белоподкладочников"
Date: 2017-06-20 02:48 pm (UTC)Re: Айфоны -- оружие "белоподкладочников"
From:Re: Айфоны -- оружие "белоподкладочников"
From:Re: Айфоны -- оружие "белоподкладочников"
From:no subject
Date: 2017-06-20 12:58 pm (UTC)Против советской власти.
Date: 2017-06-22 01:37 am (UTC)Великая Отечественная война самым непосредственным образом отразилась на жизни ненецких оленеводов. На востоке Ненецкого национального округа бежавшие от непосильных советских налогов и непонятных порядков ненцы объявили по Пай-Хойской тундре «Мандаладу» - сбор для решения важных вопросов: что делать с русскими в Усть-Каре и Воркуте и платить или не платить налоги. Военный, мясной, сельскохозяйственный налоги ненцам надо было платить оленями а также рыбой и дичью, «иначе русские не дадут хлеб». Кроме того, с 1939 года ненцы стали служить в Красной Армии, теперь их призывали на фронт. Весной 1943 года пункты кооперации вдруг перестали отпускать ненцам хлеб. Ненцы, естественно, возмутились, поскольку налоги выплачивались ими исправно. В знак протеста начался массовый выход из оленеводческих колхозов - беглецы уводили оленьи стада подальше в тундру. Инициаторами «Мандалады» стали трое ненцев: Е.Сэротетта (Сарадетта) по прозвищу Небтко, С.Неле и Х.Топка, бежавшие из колхоза имени Ворошилова в посёлке Каратайка. Они и кликнули «Мандаладу» по всем стойбищам. Вскоре на территории Щучьереченского тундрсовета, в ста километрах от фактории Яры в предгорьях Приполярного Урала‚ возникло стойбище недовольных советской властью ненцев (больше всего недовольных бежало из колхоза «Няръяна нгэрм»). На сопках поставили сторожевые чумы. Все были вооружены в основном американскими винтовками фирмы «Ремингтон». На общем собрании - соборке - были избраны вожди «Мандалады» - Сергей Ного (Лаптиге) и Василий Лаптандер (Нядма).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0
Первоисточники?
Date: 2017-06-20 01:15 pm (UTC)no subject
Date: 2017-06-20 02:33 pm (UTC)http://oldgoro.livejournal.com/4631580.html
no subject
Date: 2017-06-20 06:11 pm (UTC)no subject
Date: 2017-06-20 06:37 pm (UTC)Борьба порабощенных россией народов началась давно и никогда не прекращалась совсем. Национальные республики не хотят а титульники (титульники - русские) не могут или наоборот - как хотите.
Распад империи не был завершён в 1991 году. Настоящая гражданская война народов за своё освобождение ещё впереди хотя и недалеко (лет через 5 примерно конешно)
Глядя на таблицу
Date: 2017-06-20 06:54 pm (UTC)В ладоши нихто не хлопал там :)
Re: Глядя на таблицу
Date: 2017-06-22 01:42 am (UTC)гражданская война или террор
Date: 2017-06-20 09:50 pm (UTC)Очень важный тезис. И очень спорный. Потому что в гражданской войне обязательно на стороне власти участвует тот же народ. Кроме того выступающий против власти народ обязательно имеет своих предводителей, которые сами претендуют быть властью.
Когда имеет место столетнее противостояние власти и народа, то мне кажется более подходящим этому явлению названием государственный террор. 100 лет террора и мы имеем то что имеем. Гражданской можно назвать в некотором смысле войну России с Украиной. Классическая ситуация, когда каждую часть народа возглавляет своя власть. Украинская власть провозгласила отказ от террора против собственного народа. А российская и не собирается.
Было бы странно, если бы российская власть добровольно стала изобличать государственный террор, осуждать его, преследовать по закону. Но самое поразительное, что вообще никто в России не занимается темой государственного террора. Никто не анализирует с этих позиций решения политического руководства, депутатов, которые облекают государственный террор в разные законные формы, судей, которые легализуют государственный террор своими решениями (включая судей конституционного суда), полиции, занятой массовыми фальсификациями и лжесвидетельствами, СМИ и т.д. по списку.
Гостеррор есть наше настоящее. Пока Общество отказывается признавать сей факт даже в лице своих самых продвинутых представителей, мы просто обречены. Власть в состоянии развязать в любой момент новые эпизоды гражданской войны ради оправдания собственного террора. Народу гражданская война не нужна. Народные восстания будут и далее жестоко подавляться. У нас, на мой взгляд, нет другого выхода, как разработать философию, стратегию и тактику антитеррора.
Мирного антитеррора.
Хэб написал в одном из комментариев, что ему неизвестно ничего о мирном антитерроре. Потому и неизвестно, что этим никто не занимался. Хотя про восстание заключенных известно же, что они носили принципиально МИРНЫЙ характер.
Шанс России мне видится именно во всенародном МИРНОМ ВОССТАНИИ против угнетения и тирании.
Первым пунктом такого восстания могло бы быть признание государственного террора в России сегодня, расследование этого террора, определение его главного источника, вплоть до конкретным имен и фамилий и т.д.
Мирное восстание - это сплав теории и практики. У нас практически нет первого и очень скудные знания о втором.
И у нас мало времени. У нас очень ограниченные возможности. Но у нас есть одно огромное преимущество: мирное восстание против государственного террора в России касается каждого. Оно само способно породить великих теоретиков и не менее великих практиков. Оно может продолжаться ровно до тех пор, пока жив хотя бы один человек нашего многострадального, как верно подмечено, народа. Одно из двух: или народ победит государственный террор, или государственный террор уничтожит народ. Собственно почти что и уничтожил уже.
Re: гражданская война или террор
Date: 2017-06-21 09:45 am (UTC)Вы упоминаете о "принципиально мирном характере восстаний заключенных", однако этот мирный характер состоял, насколько мне известно, в обращениях зэков к тогдашней (1953-1954 гг) верховной власти - к ЦК КПСС (заодно и к Генеральной прокуратуре).Своего рода вполне традиционные челобитные в сочетании с отказом повиноваться комендатуре и охране, то-есть, низшему звену власти.
Так как же сейчас "мирное восстание" может выглядеть? Отказ повиноваться полиции в сочетании с челобитными Президенту? Сидеть по домам, никуда не выходить, писать прошения - и только? Или по рецепту известного Выборгского воззвания 1906 г - не платить налоги и уклоняться от призыва в армию?
Или все же массовые уличные шествия? как в Восточной Европе в 1989 г, в Киеве в 2004 и 2013-2014.Вы всерьез рассчитываете, что если выйдет миллион, то стрелять по ним не будут? Рискну предположить,что стрелять начнут гораздо раньше - когда выйдет сто тысяч.
(no subject)
From:Re: гражданская война или террор
From:Re: гражданская война или террор
From:Корректно ли: антибольшевицкое≡антисоветское ?
Date: 2017-06-20 11:34 pm (UTC)Ведь большевики наоборот ликвидировали советскую власть (восстановленную только в 1990м), тогда как противостоящие большевикам зачастую и были структурами избранными съездами советов.
Re: Корректно ли: антибольшевицкое≡антисоветское ?
Date: 2017-06-21 06:39 am (UTC)Власть называлась советскою.
Но по сути - Вы правы - очень часто это были антибольшевистские восстания.
Re: Корректно ли: антибольшевицкое≡антисоветское ?
From:Насчёт восстания на эсминце "Сокрушительный"
Date: 2017-06-20 11:57 pm (UTC)no subject
Date: 2017-06-21 01:20 am (UTC)19-20 годы. и вполне успешное восстание. пока их не сдали.
Как и было сказано в постинге...
Date: 2017-06-21 10:34 am (UTC)Одна из целей его публикации - исправить и дополнить его.
Фактчекинг околонулевой
Date: 2017-06-21 03:45 am (UTC)Уподобляетесь творцам "распятых мальчиков", Андрей Николаевич.
А "Сторожевой", на котором идейный коммунист замполит Саблин попытался поднять мятеж, относился к классу БПК - большой противолодочный корабль, затем был переклассифицирован в СКР - сторожевой корабль, но не эсминец. И подавление восстания на нем было ничуть не более жестоким, чем, к примеру, восстания на "Очакове" в 1905.
no subject
Date: 2017-06-21 10:35 am (UTC)