aillarionov: (Default)
[personal profile] aillarionov
Обсуждение сторонниками свободы вопросов приобретения украинской православной церковью независимости от РПЦ, включая предоставление Томоса от Вселенского Патриархата и создание автокефальной церкви Украины, нередко сопровождается выражением недоумения, непонимания, а иногда и полного неприятия. Мол, почему современные люди ХХI века, многие из которых мало религиозны или же совсем нерелигиозны, вообще должны обращать внимание на какие-то «средневековые анахронизмы», а тем более их обсуждать, да еще с тем вниманием, детализацией и нерядовой эмоциональностью, с какими эти обсуждения происходят последние месяцы?

Короткий ответ на этот вопрос: создание независимой украинской церкви – это событие исключительной важности для свободных граждан будущей свободной России.

Подчеркну еще раз: для свободных граждан свободной России это событие – не менее (а, возможно, в чем-то и более) значимое, чем даже для граждан самой Украины. Как уже не раз отмечалось на страницах этого блога, получение независимости украинской церковью – это смертельный удар по важнейшему сохраняющемуся элементу российской имперской институциональной инфраструктуры (РИИИ).

Полная ликвидация имперской институциональной инфраструктуры является, очевидно, абсолютно необходимым предварительным условием самой возможности создания свободной российской политико-правовой системы. При сохранении обломков имперской институциональной инфраструктуры появление свободной России, судя по всему, невозможно.

Поэтому, каким бы странным (немодным, несовременным, анахроничным, бизнес-ориентированным, политически-предвыборным, далеким от сугубо российских проблем, антагонистичным целям и принципам либерального общества и т.д. и т.п.) это ни кажется на первый взгляд, создание автокефальной церкви Украины – это совершенно необходимый предварительный этап на пути к свободной России.

Российская имперская институциональная инфраструктура, создававшаяся в течение столетий, начиная, как минимум, с середины 16-го века, и достигшая к концу 1980-х годов максимальной мощи, главными своими элементами имела следующие:
1. партийный (в виде КПСС и компартий стран-сателлитов);
2. государственный и межгосударственный (в виде советского государства и государств т.н. социалистического содружества);
3. армейский (в виде Советской Армии и Организации Варшавского Договора);
4. спецслужбистский (в виде в основном непубличного интенсивного сотрудничества спецслужб);
5. православный (в виде РПЦ, осуществлявшей контроль за своей канонической территорией). При этом объективности ради следует признать, что в коммунистическое время РПЦ в силу ряда очевидных причин играла вспомогательную роль по сравнению с четырьмя первыми элементами.

Первый контур российской имперской институциональной инфраструктуры – на уровне т.н. социалистического содружества (союз компартий стран-сателлитов, ОВД, СЭВ) подвергся декомпозиции во время президентства М.Горбачева.

Демонтаж второго контура российской имперской институциональной инфраструктуры – на уровне Советского Союза (роспуск/преобразования КПСС и компартий союзных республик, роспуск СССР, переход к Объединенным Вооруженным Силам СНГ, а затем их ликвидация) был начат во время перехода власти от М.Горбачева к Б.Ельцину. К 2014 году этот процесс был частично завершен, частично приостановлен, частично повернут вспять. Как известно, во время украинской революции выяснилось, что руководители ряда силовых ведомств Украины являются гражданами России, а во время захвата Крыма тысячи украинских военнослужащих и силовиков, включая высших офицеров, перешли на службу агрессору, являвшемуся бывшим имперским центром.

Почти пятилетняя конвенциональная война против Украины существенно ослабила армейский и спецслужбистский элементы РИИИ на территории этой страны, повысила уровень озабоченности государственных элит в других постсоветских республиках наличием и деятельностью таких же элементов на их территории.

В целом по состоянию на конец 2018 г. – начало 2019 г. первые четыре элемента РИИИ на территории бывшего Советского Союза либо перестали существовать (единая правящая партия, единые вооруженные силы), либо были существенно ослаблены (межгосударственное объединение СНГ, союз постсоветских спецслужб).



Однако фактически ничего подобного не произошло с пятым элементом РИИИ – Русской православной церковью. За исключением возникновения спорных ситуаций в Эстонии и Молдове РПЦ сохранила практически нетронутой как свою структуру, так и свои претензии на т.н. русскую каноническую территорию. К последней относятся, по аргументации идеологов РПЦ, вся территория бывшего СССР (за исключением Грузии и Армении), а также территории Монголии, Китая, Японии, США, Канады общей площадью свыше 53 млн. кв.км, или более 35% территории земной суши.



Претензии РПЦ на т.н. русскую каноническую территорию.

Получилось, что четыре (относительно недавние по происхождению) российские имперские институции либо полностью исчезли, либо существенно сжались в своих размерах. Однако пятая (наиболее древняя по происхождению) институция не только сохранилась, но и претендует теперь (с 1989 г.) на территории, превышающие по размерам те, какие когда-либо контролировались четырьмя первыми. На таком фоне перенос тяжести имперской работы именно на этот элемент для стихийного имперца, не слишком озабоченного, какой именно идеологии (коммунистической или православной) воскуривать фимиам, становился совершенно естественным. Православие оказалось не просто естественным, но и наилучшим инструментом потенциальной реинтеграции бывшего – нового имперского пространства. Неслучайно все запущенные в публичный оборот формулы т.н. единой русской нации, т.н. русского мира, т.н. русской культурной территории включали в себя православие как их неизбежный ключевой элемент.

В силу наличия самой концепции канонической территории (существующей только в православии и отсутствующей в католицизме, не говоря уже о протестантизме) и особенностей интерпретации этой концепции идеологами РПЦ ослабление и последующая декомпозиция пятого элемента Российской имперской институциональной инфраструктуры в принципе не могли быть осуществлены без предъявления извне обоснованных претензий на всю или часть канонической территории РПЦ (в интерпретации РПЦ).

В соответствии с общеправославной концепцией канонической территории такие претензии в принципе могли бы быть признаны со стороны существующих церквей только в случае появления независимых государств, состоятельность которых доказана временем, а серьезность намерений по формированию в них самостоятельных поместных церквей подкреплена недвусмысленным запросом со стороны их высших государственных органов.

Поэтому само появление независимой украинской церкви могло состояться только при наличии указанных трех условий:
- появления самого независимого государства Украина;
- четко выраженного запроса на создание самостоятельной национальной церкви со стороны высших органов этого государства;
- тесного сотрудничества государственных органов Украины с той действующей церковью, какая только и была бы способна юридически поддержать таковой запрос и выдать канонический документ о создании новой церкви (то есть в результате сотрудничества с Вселенским Патриархатом).

Таким образом, процесс декомпозиции пятого элемента РИИИ начался по основным канонам деимпериализации – путем национального восстания, поддержанного внешними союзниками восставших. Именно этот процесс для будущей свободной России и является самым ценным следствием украинской церковной независимости. Самостоятельно избавиться от имперскости нынешнего Московского патриархата ни сама РПЦ, ни российское общество в целом, к сожалению, не в состоянии.

Украинская церковная независимость знаменует собой начало длительного процесса постепенного превращения нынешней имперской РПЦ в национальную церковь. Со временем это поможет – как иерархам и клирикам РПЦ, старающимся сохранить несохранимое, так и государственным чиновникам, пытающимся воспользоваться имперским наследием РПЦ для осуществления своих геополитических проектов, в освобождении их сознания от имперских химер и перенаправлении имеющихся ресурсов с имперских на национальные проекты.

Совершенно очевидно, что вслед за Украиной, получившей церковную независимость, последуют и другие государства, территории которых пока еще находятся под контролем РПЦ. Понятно и то, что этот процесс займет время. Но исключительно важно то, что он наконец-то начался. Потому что без него создание, сохранение, развитие свободного неимперского российского общества и свободной российской политико-правовой системы представляются маловероятными. За оказанную неоценимую помощь свободные российские граждане бесконечно благодарны восставшим украинцам. А также Священному Синоду Вселенского Патриархата и лично Патриарху Варфоломею.

При этом начатый процесс деимпериализации РПЦ не следует смешивать с предстоящим процессом демонополизации официального православия – т.е. с отказом поместных православных церквей (прежде всего РПЦ) от концепции канонической территории. Демонополизация православия – это отказ поместных церквей от претензий на монополию на ту или иную государственную или административную территорию, отказ от препятствования этими церквями прозелитизму на «своей» территории, отказ от де-факто блокирования свободы выбора каждого гражданина – независимо от места его проживания – той или иной версии христианства, той или иной религии, права не исповедовать никакой религии.

Демонополизация официального православия – это предмет уже другого разговора, относящий к иному этапу нашей истории. В рамках же православия, по крайней мере, в рамках нереформированного официального православия, такой этап в ближайшее время не выглядит слишком реалистичным.

Date: 2019-01-11 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] y-kulyk.livejournal.com
Александр Пасхавер (достаточно известный в Украине ученый-экономист и публицист, некоторые склонные к "высокому штилю" журналисты называют его "мыслителем") как-то привел такой пример:

"В свое время социологи в России проводили эксперименты. Они ставили замечательный красивый пивной ларёк, и буквально через несколько дней он весь был поцарапан, обляпан. Это вовсе не неосторожность, это потребность этих людей привести этот ларек в соответствие с привычной средой."

Это тоже проявление ментальности! Попробуйте перепрограммировать, а я запасусь попкорном и понаблюдаю, как у Вас будет получаться.
From: [identity profile] viniz.livejournal.com
Тут приведено описание:
https://pikabu.ru/story/teoriya_razbityikh_okon_kak_nyuyork_perestal_byit_samyim_kriminalnyim_gorodom_ameriki_5011717

Наверное можно сформулировать следующее, резюмируя статью о теории разбитых окон:
1. Если в криминальном обществе (могут присутствовать криминальные элементы), создать условия для криминала, то криминал будет неизбежен.
2. Если в криминальном обществе контролировать порядок, то уровень криминала будет минимизирован.
3. Уровень криминала будет зависеть от степени криминализации общества (или криминальной ментальности).

А.Паскавер привёл пример с пивным ларьком, где степень криминализации страждущих пива, может быть весьма высок.
Если бы аналогичный эксперимент был проведён в музее, публичной библиотеке, ларьком в Швеции... результаты, выводы,скорее всего, были бы иными.
Если бы рядом с пивным ларьком стоял полицейский, то вряд ли ларёк обляпали бы.

Это я к тому, что реальность несколько сложнее упрощённого примера и в ней может присутствовать полицейский, не пивной ларёк...
Т.е. любую ментальность , скорее всего, можно перепрограммировать. Но для этого придётся приложить адекватные усилия, в некоторых случаях весьма приличные, в течении какого-то времени. И затем эти усилия можно будет уменьшать для поддержания необходимой ментальности.
From: [identity profile] y-kulyk.livejournal.com
Речь несколько о другом. Речь о том, что называется "ценности общества".
Тот же Пасхавер говорит:
"Мы все согласны, что убивать не хорошо, и закон, который преследует за убийство, достаточно эффективен. Но мы совершенно не склонны считать, что дать взятку – плохо. Каждый из нас этим занимается. <...> Большая часть населения воспринимает коррупцию как грех, но допустимый. Поэтому и не работают антикоррупционные законы."
Отношение к убийства и отношение к взяткам - это ценности общества. (От себя рискну предположить, что если даже за убийства преследовать не будут, то их количество существенно не увеличится. Просто потому, что основная масса населения осуждает убийства).
Публика тусующаяся у пивного ларька в России/Украине, в музее, в публичной библиотеке - это тоже "общества". Разные. В каждом свои ценности. И пример с пивным ларьком (а можно было бы в качестве примера привести и пример с музеем, но, полагаю, он был бы менее наглядным) это такая упрощенная иллюстративная модель, показывающая, что такое ценностей общества в целом. Не надо воспринимать пример буквально - ценности могут быть положительными, так и отрицательными.
Ценности в обществе меняются во времени. Когда-то женщины носили платья до пят, а потом стали носить миниюбки. Это тоже изменение ценностей. В идеале ценности должны менятся сами, "естественным" путем. Тогда они будут наиболее прочно закреплены.
Но возможно их изменение и с использованием полицейского. Но это уже вопрос методов изменения, а не самих ценностей.
From: [identity profile] viniz.livejournal.com
Например, в Швеции, Швейцарии, в свободных, демократических, правовых странах личные свободы граждан очень высоки. Т.е. граждане имеют возможность свободного волеизъявления по широкому спектру вопросов. Свободы - основные ценности свободного общества.
А например в РФ, авторитарной, полутоталитарной таких возможностей нет. Сознание всех граждан подвергнуто массированной пропаганде режима с 0 лет. И в основном определяется пропагандой режима. Ценности общества, граждан, соответственно, формируются пропагандой диктаторского режима. Это не ценности граждан, а ценности режима.
Это же важнейшее, определяющее отличие. Ценности обществ в свободных и не свободных обществах формируются разными механизмами, институтами. Почему-то А.Пасхавер (академик и "мыслитель") не смог разглядеть эти очевидные различия и смешал ценности свободных граждан и ценности режима в одну кучу.
Отсюда и ошибка в рассуждениях. Пивной ларёк в Швеции, с высокими личными свободами граждан, с системами видеонаблюдения, контролем полиции... И пивной ларёк в РФ, с населением с рабским сознанием, формируемым режимом, с коррупцией, лежащей в основе режима...
Рассуждения А.Пасхавера будут верны, если в РФ режим сменится на свободный, пропаганда будет прекращена и рабы, со временем (раззомбированные от пропаганды), станут свободными гражданами. И тогда ценности обществ Швеции, Швейцарии, РФ можно будет сваливать в одну общую кучу--:).

Что произойдёт и в какие сроки, если вдруг исчезнет пропаганда ? Есть интересное мнение по этому поводу:
http://yakovenkoigor.blogspot.com/2018/08/blog-post_22.html
//По воспоминаниям сотрудников ЦК КПСС, когда на политбюро стали обсуждать проект закона о печати, Суслов похоронил этот проект, задав вопрос: "С момента отмены цензуры в Чехословакии до введения советских танков прошло 2 месяца. Кто будет вводить танки в СССР?"//.

Т.е. ценности общества, навязываемые, определяемые диктаторским режимом, очень быстро изменятся, после падения диктатуры, отмены пропаганды. Или смены вектора пропаганды.
Edited Date: 2019-01-14 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] y-kulyk.livejournal.com
  И в Швеции со Швейцарией, и в России с Украиной, личные свободы граждан принципиально одинаковы (ну, плюс-минус). Но работает это по-разному! Только ли пропаганда в этом виновата?
  Возьмем в качестве примера такую ценность как терпимость (или НЕтерпимость – и то и другое с философической точки зрения является "ценностью") к сексуальным меньшинствам. Если я не ошибаюсь, то каких-то прямых "директив" в этом отношении нет. Но только ли пропагандой определяется общий фон в информационном поле?
  Опять-таки возвращаясь к взяточничеству. Антикоррупционные законы тоже можно рассматривать как своеобразную цензуру. И пропаганда работает на их популяризацию. И что, сильно эта "цензура" работает? А почему не работает? Да потому, что ценности общества другие!
  В свое время английские бароны вынудили короля подписать "Хартию вольностей" не под воздействием пропаганды, а потому что в их обществе (а другого в то время не было – чернь не являлась обществом) созрели эти ценности. И крепостное право отменили тогда, когда в обществе созрели (достигли критического уровня) соответствующие ценности. Но не все этому были рады. Вспомните Фирса, персонажа чеховского "Вишневого сада" с его горестным: "И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймёшь ничего". Вы уверены, что если в России появится "свобода", то этому будет радо критическое количество населения? Я это не очень вижу по Украине, где с этим дела обстоят получше как в части непосредственных свобод "здесь и сейчас", так, что самое главное, и в части исторического опыта. "Свободу на хлеб не намажешь!" – знакомый ведь тезис, правда? Комфорт от свободы ощущают люди имеющие навыки противостояния власти и опыт общественной солидарности. Иначе ощущение свободы воспринимается как социальная брошенность.
  Поэтому извините, уважаемый viniz, но Вы мельчите. Ничуть не отрицая влияния пропаганды на какие-то сиюминутные вещи хочу заметить, что не она формирует ценности общества. И не надо ставить институты впереди ценностей. Не институты формируют ценности, а наоборот – ценности формируют институты. Можно формально создать институты, но если они будут противоречить ценностям общества, то работать не будут! Вспомните в качестве примера хотя бы институт под названием "Общество трезвости" во времена Горбачева. 😊
From: [identity profile] viniz.livejournal.com
Если мы говорим о свободах граждан, то это не одна свобода. Свободы граждан в разных странах мира измеряются рейтингами. Например "Freedom in the World" (https://gtmarket.ru/ratings/freedom-the-world/info). Это большой комплекс исследований по соблюдению прав человека (свобод) на практике. В рейтинге за 2017. Россия находилась на 180 месте (несвободная страна), Финляндия на 1 месте, Швеция на 3-м месте (свободные страны).
И тогда это Ваше утверждение "И в Швеции со Швейцарией, и в России с Украиной, личные свободы граждан принципиально одинаковы" является ошибочным, глядя на результаты рейтинга"Freedom in the World".



From: [identity profile] y-kulyk.livejournal.com
Насчет рейтингов "Freedom in the World" я в курсе. )
Но я о другом. Я о том, что "свободы граждан" в законодательствах разных стран принципиально(!) одинаковы. И если измерять рейтингами законодательные положения в разных странах, то принципиальных(!) расхождений не будет.
Но, цитирую Вас, "на практике" это работает по-разному. Почему? Только ли плохие дяди на вершине властной пирамиды в этом виноваты?

Profile

aillarionov: (Default)
Illarionov

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 28th, 2025 11:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios