aillarionov: (Default)
Illarionov ([personal profile] aillarionov) wrote2014-01-09 12:39 am

Абрек в Кремле

Досрочный выход Михаила Ходорковского из Сегежской колонии и направление его в Европу породило волну версий ответа на главную загадку прошлого года – почему Путин это сделал?

За прошедшие три недели прозвучало немало гипотез. Однако решения этой загадки, кажется, так и не прозвучало.


Какими были появившиеся гипотезы?
Почему Путин на самом деле выпустил Ходорковского?
С какой миссией он направил МБХ в Европу?

1. «Путин проявил «милосердие», «великодушие», «гуманизм», «жалость к больной матери» и потому освободил Ходорковского».
Автором этой версии является сам В.Путин, поддержанный поначалу А.Венедиктовым, М.Ганапольским, особенно активно – С.Белковским. На страницах этого блога уже отмечалось («Хозяин железного ларца»), что упомянутые выше человеческие качества ни разу не были проявлены ХЖЛ ни в этой истории, ни в других делах, ни по отношению к кому-либо из умиравших родителей его других узников. Эти качества не обнаруживаются и сейчас по отношению к тем, кто по-прежнему находится за решеткой. «Гуманно-милосердная» версия в настоящее время никем, кроме вышеупомянутого С.Белковского, всерьез не воспринимается и не распространяется.

2. «Ходорковский признал свою вину, потому и был освобожден».
Авторами этой версии являются Д.Песков и В.Познер. Версия умерла довольно быстро, поскольку в течение суток выяснилось, что Ходорковский свою вину не признавал. Трудно представить, что такого рода версию В.Познер и тем более Д.Песков могли бы публично высказать только по своей инициативе. Попутно надо заметить, что, судя по прозвучавшим в последнее время из уст М.Ходорковского комментариям, термин «освобождение» по отношению к нему следует использовать лишь с определенными оговорками.

3. «Триумф германской тайной дипломатии».
Создателем этой версии стал автор биографии «Владимир Путин. Лучший немец в Кремле» Александр Рар: «Над этим планом Геншер работал два с половиной года. Тот факт, что он добился успеха, это триумф немецкой тайной дипломатии. И это еще раз показывает, что у Германии до сих пор есть каналы в Москве, которых нет у Британии и США. Геншер дважды встречался с президентом, я только помогал с переводом».

Эта версия, получившая широкое распространение, не выдерживает проверки открывающимися фактами. Строго говоря, инициатором действий с немецкой стороны был вовсе не бывший член НСДАП и бывший министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер, а директор музея истории Берлинской стены «Чекпойнт Чарли», украинка немецкого происхождения, художница и правозащитница Александра Хильдебрандт. Именно она два с половиной года назад, весной 2011 г., сформулировала перед приглашенными ею на встречу гостями сверхзадачу – освобождение Михаила Ходорковского. Привлеченному к этому проекту Геншеру была предложена хотя и важная, но в основном техническая роль. Эта же роль для него была подтверждена и госпожой бундесканцлером.

Геншер мог работать над реализацией предложенного ему плана столь же долго и настолько же успешно, сколь долго и насколько успешно занимались аналогичными проектами десятки других западных государственных и политических деятелей – от бывшего канадского премьер-министра Ж.Кретьена до нынешних канцлера Германии А.Меркель и президента США Б.Обамы, неоднократно обращавшихся к российским руководителям с просьбами об освобождении Ходорковского. Однако ни одна – НИ ОДНА – такая просьба не была удовлетворена. Если у ныне действующих германского канцлера и американского президента не нашлось для Путина сколько-нибудь значимых аргументов, то, спрашивается, чем таким весомым мог бы впечатлить его давно отошедший от дел и уже два десятилетия находящийся на пенсиии бывший министр иностранных дел Германии?

Ответ: ничем.

На самом деле то, что так громогласно было названо Раром «длительными переговорами», не было, строго говоря, ни длительными, ни переговорами. Контакты начались только полтора года назад и вылились лишь в две короткие встречи. Геншер разговаривал с ХЖЛ дважды – 1 июня 2012 г. в ВИП-зоне западноберлинского аэропорта Тегель и в начале 2013 г. в Москве. И оба раза был вежливо выслушан им и послан... в Генпрокуратуру. Которая предсказуемо ответила подателю обращения, что ничего по запрашиваему поводу сделать не может. Точно так же, как она отвечала и всем другим просителям подобного рода. На этом миссия Хильдебрандт-Меркель-Геншера и закончилась бы, как заканчивались и все предыдущие аналогичные попытки со стороны всех иных соискателей. Причем никакие «тайные дипломатические каналы» между Бундесканцелярией и Кремлем, созданные воображением А.Рара, не смогли бы в этом помочь.

Если бы не изменение ситуации.

Ситуация изменилась десять месяцев спустя, в октябре 2013 г., причем без какой-либо связи с запросами Геншера. Решение о проведении операции «выпуск Ходорковского и заброс его в Европу» было принято лично Путиным. В качестве посредника для ее осуществления был избран именно Геншер – и потому что его инициативы были последними по времени, и в знак особого расположения «лучшего кремлевского немца» к любимой Германии, и в качестве пиаровского подарка упрямице Ангеле, утратившей в результате последних выборов важного союзника в бундестаге (СвДП). В любом случае выбор фигуры посредника был вызван техническими причинами. К решению о выпуске Ходорковского из колонии и засылке его в Европу ни Геншер, ни Меркель, ни Хильдебрандт непричастны.

4. «Путин хотел послать сигнал своему окружению – прекращайте охреневать».
Автор этой гипотезы – сам Михаил Ходорковский. Несколько необычный термин, примененный им в литературной речи, он пояснил следующим образом: «Видимо, иным способом, кроме такого достаточно сильного, он уже навести там порядок, не прибегая к посадкам, не может. Я бы сказал так: навести порядок в том борделе, который вокруг собрался, можно было, лишь законопатив лет на десять Сердюкова либо выпустив меня».

Хотя и с трудом, но все же можно представить, как посадка Сердюкова могла бы послужить кому-то каким-то сигналом. Но вот понять логику, согласно которой окружение ХЖЛ убоится выпуска Ходорковского и начнет «наводить в борделе порядок», решительно невозможно.

5. «Олимпийские игры в Сочи и российское председательство в восьмерке».
Авторами этой версии являются «анонимный источник в Кремле», М.Ходорковский, а также ряд наблюдателей. Автор данного блога в свое время также отдал дань этой версии, цель которой в качестве версии прикрытия стала более понятной после того, как анонимный источник в Кремле поделился своими соображениями с агентством «Рейтер»: «"наиболее интенсивная" работа по сделке началась в октябре... освобождение было "годами" в стадии разработки, но теперь было "прекрасное время" и Олимпиада сейчас была основной причиной помилования Ходорковского... здоровье матери Ходорковского предоставило удобный повод для принятия решения, которое было сделано по другим причинам: «Не правда ли лучше не сыграешь? Ну и что, что она больна? Она была больна давно. Но Олимпийские игры происходят сейчас»».

Приведенное высказывание ценно, во-первых, тем, что не оставляет камня на камне от т.н. «гуманистическо-милосердной» версии, выдвинутой В.Путиным и активно продвигаемой С.Белковским. Во-вторых, сам факт столь откровенного комментария из кремлевского источника не оставляет сомнений в проведении еще одной операции прикрытия, призванной замаскировать настоящие «другие причины», по которым и было принято обсуждаемое решение.

Проведение Олимпийских игр и председательство России в «восьмерке» были названы и Ходорковским, что стало публичной легализацией анонимной кремлевской утечки:
М.Ходорковский: Я думаю, что, конечно, Олимпиада является одним из факторов. Но помимо этого фактором является и «Восьмерка», где Россия председательствует. Я думаю, что фактором является и общее ощущение, которое, во всяком случае, у меня присутствует – я думаю, что оно присутствует и у властей, что, вот, отсутствие, как бы, так сказать, отсутствие привлекательного образа у страны – оно реально мешает сейчас нашей стране решать какие-то насущные вопросы на международной арене.

Однако данная версия не подтверждается фактами прежде всего по временным соображениям. Если целью операции по выпуску Ходорковского было бы оказание воздействия на решения руководителей зарубежных государств о посещении Олимпиады, то тогда помилование просто опоздало. Ходорковский написал свои письма Путину 12 ноября, а отказы ВИПов приехать в Сочи пошли с начала декабря. Если бы в Кремле полагали, что выпуск Ходорковского может положительно повлиять на приезд президентов и премьеров, то помилование надо было бы проводить минимум на три-четыре недели раньше, во второй половине ноября, не откладывая объявление о нем до 19 декабря, когда решения многих лидеров не приезжать в Сочи были уже приняты.

Если же целью Кремля было недопустить возможного отказа лидеров «группы восьми» в ее июньском заседании 2014 года, то тогда помилование было осуществлено слишком рано. За оставшиеся пять месяцев произойдет слишком много событий, какие смогут затмить эффект от недавнего решения, которое к тому времени неизбежно покинет центр общественного внимания.

Но самое главное – данная версия исходит из того, что судьба Ходорковского является настолько весомым фактором для руководителей зарубежных государств, что может повлиять на их решения об их участии в тех или иных международных мероприятиях. Это, мягко говоря, преувеличение. Михаил Ходорковский, скорее всего, вполне справедливо именовался узником путинского режима №1. Но делать из этого вывод, будто бы руководители зарубежных государств принимают решения о своем участии в международных саммитах исходя из того, где физически находится Ходорковский (или любой другой политический заключенный), было бы крайне необоснованно.

К тому же история участия государственных руководителей в олимпиадах, а лидеров «восьмерки» в ее саммитах говорит о другой практике. В июле 2006 г. все члены «восьмерки» без каких-либо проблем собрались в Санкт-Петербурге, несмотря на то, что тот же Ходорковский находился за решеткой. В сентябре 2013 г. Обама отказался от встречи с Путиным, но вовсе не из-за зека Ходорковского. В июне 2003 г. Буш-младший досрочно покинул саммит в Эвиане не потому, что во Франции якобы появились политические заключенные.

6. «Путин озаботился репутацией страны как демократического государства».
Автором этой версии также является М.Ходорковский. По данным Е.Альбац, Ходорковский якобы (якобы – поскольку в открытом доступе видеоподтверждения именно этих слов пока нет) так пояснил свою гипотезу: «Сейчас совершенно очевидно, не только на примере моей судьбы, но и на примере того, что он [Путин. – А.И.] делает с информационными агентствами, он занялся менеджированием репутационной составляющей своего режима. И он этим сейчас по каким-то причинам озаботился... Вот не знаю, какие причины для него являются базовыми, чтобы начать пытаться менеджировать репутацию режима — и страны в целом, но и режима тоже. Тем не менее этим он на сегодняшний день занимается».

Такие объяснения вызывают недоумение. Если создание информационного агентства «Россия сегодня» во главе с Д.Киселевым считать результатом «менеджирования репутационной составляющей режима», то за эту репутационную составляющую можно уже больше не беспокоиться. Но можно начать беспокоиться за репутацию того, кто так считает. И кто об этом публично заявляет в центре Европы.

В еще большей степени это относится к авторской оценке нынешней России как демократического государства, прозвучавшей в последние дни неоднократно и, следовательно, совсем неслучайно:
М.Ходорковский: ...это символ того, что российская власть и, в частности, президент Путин всерьез озаботились имиджем России как демократической страны, демократического государства.
М.Ходорковский: ...Для меня важно понимание, что он озаботился репутацией страны. Ну, и своей собственной, естественно, поскольку они в этом плане взаимосвязаны. Репутацией как демократического государства. Я не против, чтобы Россия лучше выглядела в плане демократического государства.

Можно ли допустить, что Михаил Борисович, продемонстрировавший во всех своих интервью и на пресс-конференциях прекрасную интеллектуальную форму и поразивший слушателей точностью своих формулировок, утратил представление о характере российского политического режима, относительно которого у него не было сомнений и десять лет тому назад?

Своим якобы демократическим характером помилование Ходорковского смогло потрясти воображение только такой впечатлительной персоны, как С.Белковский, без устали пытающейся мистифицировать публику регулярно повторяемой им мантрой про осуществляемую ныне «перестройку-2». Ни один сколько-нибудь серьезный наблюдатель как внутри страны, так и за рубежом ни на йоту не изменил своего мнения о характере современного российского политического режима.

7. Сделка десятилетия
В «Хозяине железного ларца» уже обращалось внимание на то, что произошедшая на наших глазах операция не могла не быть операцией обмена. Теперь наступает пора разбираться с тем, кто является субъектами обмена, и что именно является предметом обмена.

На сегодня участниками обмена являются двое – ХЖЛ и его недавний узник. Ни Геншер, ни Меркель, ни кто-либо другой в России или за ее пределами субъектами обмена в данный момент не являются.

Что является предметом обмена?

Перечислим активы, переданные ХЖЛ своему недавнему узнику.
Во-первых, в течение десятилетия ХЖЛ требовал от Ходорковского публичного признания его вины. От этого требования он внезапно отказался. Таким образом, он отдал своему узнику важнейший юридический и репутационный актив, де-факто признав, что его собственное требование признания вины Ходорковского по первому и второму делам было необоснованным.

Во-вторых, ХЖЛ публично заявлял о том, что у Ходорковского «руки по локоть в крови». От этого требования он внезапно отказался. Таким образом, он отдал своему узнику дополнительный юридический и репутационный актив, де-факто признав, что обвинения Ходорковского в насильственных преступлениях лишены оснований.

В-третьих, в начале декабря 2013 г., замгенпрокурора А.Звягинцев заявил, что третье дело против Ходорковского «имеет хорошие судебные перспективы». Такого рода заявления по вопросу, «относящемуся к номенклатуре первого лица», по личной инициативе чиновника не делаются. От этого актива ХЖЛ также внезапно отказался, публично признав, что оснований для такого дела сейчас нет.

В-четвертых, ХЖЛ выпустил своего узника из колонии на 8 месяцев ранее положенного срока, тем самым передав ему весомый юридический, репутационный и деловой актив.

В-пятых, покидание Ходорковским Сегежской колонии ИК-7 произошло в нарушение действующего порядка без предъявления и оформления всех необходимых для этого документов. Ходорковский был вывезен из колонии не позже 4.30 утра 20 декабря – до момента вступления Указа президента о помиловании в силу (в полдень). Данное деяние подпадает под действие ст. 126 УК РФ ч.2 п. а) «Похищение человека, совершенное группой лицой по предварительному сговору». Организованная группа лиц оказывается в составе: В.Путин, начальник УФСИН по Карелии А.Терех, начальник ИК-7 А.Федотов, их помощники, охранники, водитель, все вместе до 15 лет лишения свободы.

В-шестых, та же организованная группа лиц с участием сотрудников аэропорта Пулково и военнослужащих Федеральной пограничной службы организовала незаконное (без наличия российских виз) пересечение Государственной границы РФ пилотами воздушного судна «Сессна», предоставленного германским бизнесменом У.Беттерманом. Это деяние подпадает под действие ст. 322 УК РФ ч. 2 «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации» (до 5 лет).

В-седьмых, Указ о помиловании вступил в действие в полдень 20 декабря. Однако Ходорковский незаконно удерживался под стражей до примерно 3-х часов дня, до момента закрытия люка готовой к отлету «Сессны». Это деяние подпадает под действие ст. 127 УК РФ ч. 2 «Незаконное лишение свободы» (до 5 лет).

В-восьмых, несмотря на наличие у Ходорковского задолженности перед налоговыми органами Российской Федерации в размере около 550 млн.дол. США, препятствующей его покиданию территории РФ, та же организованная группа лиц с участием сотрудников аэропорта Пулково и военнослужащих Федеральной пограничной службы по предварительному сговору организовала незаконное пересечение им Государственной границы РФ – это также ст. 322 УК РФ ч. 2 «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации» (до 5 лет).

В-девятых, глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов (КПРФ) уже 24 декабря сообщил, что уже в первом полугодии 2014 года депутаты планируют окончательно принять закон о банкротстве физических лиц. В этом случае он вступит в силу с 2015 года, и тогда Михаил Ходорковский, как и любой другой гражданин, сможет им воспользоваться. Тогда висящий на нем долг будет списан с него как с банкрота. Иными словами, это подготовка «подарка» в 550 млн.дол. От ХЖЛ своему бывшему узнику. Личный. После всего, что произошло между ними за последние 10 лет. И в дополнение к тому, что ХЖЛ уже передал.

В-десятых, в последнее время стали рапространяться слухи, что И.Сечин также решил поделиться с МБХ некоторыми своими активами.

Таким образом, за фантастически короткое время ХЖЛ не только радикально пересмотрел свои прежние решения относительно Ходорковского, но и предоставил тому беспрецедентные ресурсы. Более того, он собирается дать ему еще. Наконец, ради МБХ Путин нарушил несколько статей УК РФ и тем самым взял лично на себя неслыханные риски, в совокупности тянущие более чем на отсиженную его недавним узником «десяточку».

(Чтобы два раза не вставать, еще несколько статей УК РФ по этой истории в копилку
«для другой Гааги»: 159 Мошенничество, 161 Грабеж, 163 Вымогательство, 206 Захват заложника, 210 Организация преступного сообщества, 285 Злоупотребление должностными полномочиями, 285 Превышение должностных полномочий, 294 Воспрепятствование осуществлению правосудия).

Что с ним случилось?
Зачем он все это отдал?
Что в обмен ему мог передать МБХ?

Ощущение совершенного «милосердия», «гуманизма», «великодушия»? Вам не смешно?
Признание вины, которого не было?
Гордость за «триумф германской дипломатии»?
Сигнал своему окружению – «прекращайте охреневать»?
Изменение решений ВИПов о приезде на Олимпиаду и «восьмерку»? И кто же пересмотрел свои прежние решения?
Признание окружающим миром России в качестве демократического государства? Вы еще не рыдаете от смеха?
Нынешние рассказы о том, что Путин – «не слабак»? Что надо воевать за Северный Кавказ? Что нынешние тюрьмы и колонии – не ГУЛАГ?
Кто-нибудь всерьез полагает, что ради таких рассказов Ходорковского ХЖЛ мог пойти на его выпуск из колонии?

Ничто из перечисленного не могло быть и не было предметом обмена.
А что было?

В качестве предметов обмена А.Рар и анонимный источник в Кремле называют гарантии, которые МБХ дал Путину в своем письме: мол, это его отказ от участия в борьбе за власть и это его отказ от борьбы за собственные активы. Но по сравнению со строчками в личном письме оставление МБХ за решеткой дает ХЖЛ несопоставимо более прочные гарантии неучастия Ходорковскоо в борьбе за власть и за собственные активы. Зачем же было их устранять?

Выпуск Ходорковского из Сегежской колонии и заброска его в Европу нужны не только Ходорковскому.
Не только его родителям, семье, близким, правозащитникам.

Ходорковский в Европе оказался нужен Путину.
Именно на это обстоятельство обратил внимание информированный А.Рар: «Думаю, на свободе Ходорковский для Путина даже полезнее, чем в тюрьме».
Еще год назад этого не было.
А сейчас стало.
Что произошло?

Единственной серьезной причиной, различаемой на политическом горизонте, является не Сочи, а Гаага. Правда, это пока не та Гаага, о которой читатель, возможно, подумал.
Речь идет о другом – о неумолимо приближающемся решении Международного суда в Гааге по иску акционеров ЮКОСа к Российской Федерации. Размер иска – 98 млрд.дол. Это крупнейшая в мировой судебной истории, поистине астрономическая сумма.
Если Гаагский суд примет решение в пользу акционеров, даже не удовлетворив их иск полностью, то это будет чудовищным ударом по нынешнему кремлевскому режиму и лично по В.Путину.
И с точки зрения права. И с точки зрения репутации. И с точки зрения финансов.
Это тот самый пассив, у котором шла речь в «Хозяине железного ларца».

Будущее решение Гаагского суда сегодня неизвестно.
Но, судя по всему, и главное – судя по реакции ХЖЛ, осуществившего беспрецедентную операцию по заброске Михаила Ходорковского из Сегежи в Европу, Гаагский суд, пусть в какой-то части своего решения, но склоняется к поддержке иска акционеров. Похоже, что спусковым крючком к началу этой операции стало поступление 18 октября 2013 г. в правительство Самарской области предписания по исполнению решения Федерального окружного суда Нью-Йорка, обязавшего ОАО «Самаранефтегаз» выплатить акционерам ЮКОСа 186 млн.дол.
Это предписание относится к ряду тех самых предложений, от исполнения которых ХЖЛ не может отказаться.

Судя по всему, в Гааге не смогли дать желаемого эффекта ни традиционно применяемые российской стороной методы невербального убеждения, ни работа нанятой ею одной из самых опытных в мире юридических фирм.
Судя по всему, у ХЖЛ остался последний аргумент – Михаил Ходорковский.

Находясь в тюрьме (и тут Рар, безусловно, прав), МБХ никак не мог помочь Путину с Гаагой.
Будет ли он помогать ему, находясь в Европе?
Неизвестно.

Но Ходорковский не раз публично заявлял (и повторил это не раз в Берлине), что приоритетным делом для него сейчас является освобождение Платона Лебедева и Алексея Пичугина.
ХЖЛ предоставил ему возможность доказать серьезность его намерений на деле.
На что ответом стала публично подтвержденная готовность спокойно разговаривать даже с Сечиным.
Мировое соглашение в Гааге в обмен на освобождение Лебедева и Пичугина? Чем это не взаимоприемлемое решение высоких договаривающихся сторон?

                                              *                      *                      *
На Северном Кавказе, о готовности воевать за территорию которого недавно сообщил Михаил Борисович, весьма распространенным является обычай абречества. Абрек – это бродяга, скиталец, человек, живущий вне власти и закона, ведущий разбойничий образ жизни, первоначально изгнанный родом из своей среды за преступление, обычно за убийство. Главные методы деятельности абрека – грабеж, разбой, вымогательство, похищение людей, взятие заложников, сбор дани, получение выкупа.

Если во времена Российской Империи власти пытались искоренить и вытравить абречество железом и кровью, то во времена Российской Федерации власти взяли абречество на вооружение. Причем не только на Северном Кавказе, но и по всей России.

Каноническими примерами захвата состоятельных заложников и их близких с целью получения выкупа за их освобождение стали:
- арест В.Гусинского и обмен его освобождения на его отказ от акций НТВ;
- арест Н.Глушкова и обещание его освобождения на отказ Б.Березовского и Б.Патаркацишвили от акций ОРТ;
- арест Я.Голдовского и обмен его освобождения на его отказ от акций «Сибура»;
- арест М.Ходорковского и обмен его досрочного освобождения на его отказ от борьбы за свои активы.

Похоже, теперь у нас есть шанс стать свидетелями «сделки десятилетия» – обмена освобождения П.Лебедева и А.Пичугина на мировое соглашение акционеров ЮКОСа с кремлевским режимом по 100-миллиардному иску.

                                                        *                          *                            *
При подготовке очередного – уточненного и дополненного – переиздания своей биографической книги Александру Рару стоит подумать об исправлении ее названия на «Лучший абрек в Кремле».

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-01-08 10:38 pm (UTC)(link)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] hexonut.livejournal.com 2014-01-08 10:42 pm (UTC)(link)
Симыча арестовали в одиннадцать вечера в обстановке строжайшей
секретности. Родственников изолировали, телефон выключили не только у него
самого, но и у всех соседей. В печать ничего бы не просочилось, если бы не
случайно проезжавший мимо корреспондент агентства ЮПИ. Он видел, как Симыча
выводили из дому и заталкивали в воронок. Но пока он проверял эти сведения,
пока передал их по телетайпу, Симыча над Голландией уже выталкивали с
парашютом из самолета.

-- Войнович, Москва 2042

Только не арестовали а освободили, и не над Голландией а над Германией. Ждем новых Глыб.

[identity profile] kulayp.livejournal.com 2014-01-08 10:44 pm (UTC)(link)
Впечатляющие выводы, и в их пользу можно привести ещё тот факт, что никто, кроме Вас, их не сделал! Хотя информация по Гааге наверняка не является секретной, её не озвучил никто из "экспертов".
Но решение в суде не выносилось сразу после освобождения МБХ, зачем в таком случае спешка с освобождением, с нарушением нескольких статей УК РФ большИм числом лиц? Ведь можно было сделать это всё не за 4 часа, а за сутки ничего не нарушив...
В одном из своих интервью об Украине Вы сообщили, что граждане РФ теряют суммы намного большие, чем РФ заплатит Украине, из-за установившегося в стране режима. Т.е. 100млрд сумма огромная, но приемлемая для бюджета РФ судя по его расходам за последнее время.
С точки зрения репутации наши "западные партнёры", с Ваших же слов опять-же, хорошо понимают с кем имеют дело, и такой репутации можно нанести ещё какие-либо серьёзные повреждения? На мировой арене ещё может быть что-то, но за чувства своих сограждан по этому вопросу я точно не переживаю.
С правовой точки зрения-бесспорно.

[identity profile] one-sergey.livejournal.com 2014-01-08 11:20 pm (UTC)(link)
Хороший критерий (с)

Если АН высказывает версию, которую никто больше не упоминает, значит она одна и является единственно верной :)

(no subject)

[identity profile] kulayp.livejournal.com - 2014-01-08 23:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] one-sergey.livejournal.com - 2014-01-09 00:05 (UTC) - Expand

m.anuchin

(Anonymous) 2014-01-08 10:54 pm (UTC)(link)
Эта версия более близка к объективной, поскольку государства, где власть принадлежит нелегитимной группам лиц во главе с вождем/лидером, вопросы решаются именно таким образом...
(deleted comment)

[identity profile] egorov-vitalii.livejournal.com 2014-01-09 03:59 am (UTC)(link)
Браво! Уже близко к истине!

(no subject)

[identity profile] sharkdodson.livejournal.com - 2014-01-09 04:33 (UTC) - Expand

[identity profile] vir77.livejournal.com 2014-01-08 11:01 pm (UTC)(link)
Да, версия сильная.

Можно задать уточняющие вопросы? Насколько я понял, версия предполагает, что Михаил Борисович может уговорить "акционеров ЮКОСа" в обмен на Лебедева и Пичугина пойти на мировое соглашение, чтобы не доводить дело до суда в Гааге.

Откуда такая уверенность у Путина? Кто такие эти акционеры? Среди них вроде бы есть крупнейшие мировые компании, которые могут не согласиться на уговоры Ходорковского. Если речь о 100 миллиардах, так никакие уговоры могут не помочь. И этих же акционеров в кутузку не потащишь, и третьим делом не пригрозишь.

Все проще изложено

(Anonymous) 2014-01-08 11:34 pm (UTC)(link)
http://ari.ru/news/d4128f750

[identity profile] cameo-spb.livejournal.com 2014-01-08 11:03 pm (UTC)(link)
Да. Пожалуй это наиболее правдоподобная версия. С собственностью на компанию как ее не называй Юкос или Роснефть это точно связано.
Права собствености на нее и было обменено на свободу и жизнь Ходорковского.

[identity profile] zebra24.livejournal.com 2014-01-09 12:42 am (UTC)(link)
Интересно, кто поменяет опытного зека на 100млрд долларов?
Неужели юристы, которые представляют разношерстную компанию акционеров ЮКОСа?

Или сами акционеры проявят такое благородство?
Что за сказочный мир с добрыми феями вы себе рисуете?

[identity profile] lisaivolk.livejournal.com 2014-01-08 11:15 pm (UTC)(link)
Ну теперь то все ясно. Спасибо.

[identity profile] ivassiliev.livejournal.com 2014-01-08 11:35 pm (UTC)(link)
Как-то сомнительно, что Ходорковского выпустили в обмен на содействие в решении вопроса в Гааге. Дешевле просто проигнорировать решение Гаагского суда, как это уже было сделано в случае с морским трибуналом по "Arctic Sunrise". Да и как МБХ может повлиять на решение гаагского суда - разве что взять иск на себя? Вряд ли западные акционеры ЮКОСа откажутся от иска лишь потому, что их об этом попросили.
(deleted comment)

[identity profile] zebra24.livejournal.com 2014-01-09 12:36 am (UTC)(link)
В стране порядка миллиона сидельцев, где Вы увидели милосердие в этом освобождении? Освободили на 8 месяцев раньше, после отсидки 10лет.
Почему вдруг фигура Ходорковского в колонии является активом?
Это был необходимый атрибут для афёры века, а теперь просто очередной повод попиариться.
Опять-же, даже если Вы не верите в мотив милосердия у ХЖЛ, надо понимать, что большая часть электората-то верит.

[identity profile] strangeleopard.livejournal.com 2014-01-08 11:51 pm (UTC)(link)
алимпиада впереди. вот и пытается огпу затащить побольше иностранцев, таким способом.

[identity profile] n-ermak.livejournal.com 2014-01-08 11:53 pm (UTC)(link)
Позвольте дилетанту высказать ещё одну версию, которую все остальные призваны скрыть.
Централизация власти достигла своего пика. Все важные решения принимает в стране один человек, а Дума, суды и пр. лишь исполнители. Опасность такой системы сознается Путиным, который отказался, как о том сказал и Ходорковский, быть авторитетом у значительной части общества. И в этой части общества, к которой я склонен относить Вас, Навального и других политикой и деятелей, наблюдается разброд и шатания. Примечательно, что среди прочего Ходорковский пеняет обществу на то, как свои мочат Навального. В итоге тот же Навальный не может противостоять Путину - у него нет для того общественной поддержки. А серьезный оппонент системе жизненно важен. Настроить систему общественных авторитетов и призван Ходорковский. Путин со товарищами по определению не могут это сделать.
Другими словами Путин приступил к созданию реальной оппозиции руками Ходорковского М.Б. Ему нужна управа на своих именно со стороны оппозиции.
Понимаю, что версия может покаться глупой. Не судите строго.

Не судите строго

[identity profile] brother-wright.livejournal.com 2014-01-09 11:41 pm (UTC)(link)
Не будем... :)

[identity profile] aaa1972.livejournal.com 2014-01-08 11:59 pm (UTC)(link)
Написано весьма здраво. Только возникает один вопрос - как Ходорковский будет влиять на решение суда в Гааге? Вы не переоцениваете возможности этого сидельца в нынешний момент?

Совершенно очевидно, что Олимпиада

[identity profile] montrealex.livejournal.com 2014-01-09 12:12 am (UTC)(link)
тут на первом месте, когда отказы приехать пошли косяками, сразу же и освободили, как уже змечалось, не только Ходора. И довод, что никто не изменил решения не приезжать тут не катит. Просто мог бы никто из значительных персон не приехать, ну или намного меньше, чем теперь приедет.

Re: Совершенно очевидно, что Олимпиада

[identity profile] zebra24.livejournal.com 2014-01-09 12:27 am (UTC)(link)
Вам не приходило в голову, что им наплевать, на всех этих "гостей".
Олимпиада - внутрироссийский пиар и даже если-бы никто из руководителей не приехал, то это скорей хорошо для внутрироссийского пиара, чем плохо.
Путин вполне уже созрел чтобы с Лукашенко в хоккей играть, ему для этого ни Обама ни Меркель не нужны.
Да и для зрителей и болельщиков во всём мире не важно, кто из "шишек" приедет в Сочи.
Edited 2014-01-09 00:29 (UTC)

[identity profile] starij-abramych.livejournal.com 2014-01-09 12:17 am (UTC)(link)
спасибо за версию!

[identity profile] sasha-volk-off.livejournal.com 2014-01-09 12:23 am (UTC)(link)
В пользу этой версии говорит то, что для ХЖЛ деньги являются абсолютным жизненным приоритетом. После власти..

ИМХО версия очень слабая.

[identity profile] zebra24.livejournal.com 2014-01-09 12:24 am (UTC)(link)
Во-первых акционеры ЮКОСа и Ходорковский это разные люди, с разными интересами, никто не обменяет Пичугина и Ходорковского на послабления для Путина в таком деле (тем более если дело выигрышное).

Во-вторых не понравившееся решение суда можно не исполнять.

В третьих даже если его исполнить, то это врядли сильно пошатнёт позиции ХЖЛ, скорей он может даже попиариться на этом (типа "я-ж говорил, что у них все суды куплены").

С моей точки зрения утверждение о том, что наличие Ходорковского в тюрьме это актив ХЖЛ не соответствует действительности.
По крайней мере врядли ХЖЛ считал его активом.
Ходорковским невозможно никого шантажировать, а те кого им шантажировать являются нищебродами или уже(моральными) банкротами с точки зрения ХЖЛ.
ХЖЛ выжал уже из Ходорковского всё что возможно, как из лимона, а жалкие остатки его мало интересуют.

Помилование, как и Амнистия не являются реабилитирующими, т.е. вина Ходорковского никуда не делась, человек отсидел больше 3/4 срока, освобождён, имеет уголовное прошлое, долги перед Родиной и статус элитного эмигранта - оппозиционера, который невероятно выгоден ХЖЛ с точки зрения пиара, так-же, как был выгоден Березовский.

Итог - афёра века закончилась благополучно для аферистов.
Вопрос что будет с Ходорковским их вообще-то мало волнует.
Были-ли у него руки в крови, не были-ли, будет он за войну на Кавказе или против, через год уже это никому не будет интересно, кроме, возможно Е.Альбац да ещё пары журналистов.
Да и попиариться ХЖЛ на этом событии, при необходимости, всегда будет можно, заявив, мол что посмотрите - демшиза выставляет Путина тираном, а он всех помиловал, даж тех у кого руки по локоть в крови (тм).

Re: ИМХО версия очень слабая.

[identity profile] dtomisonez.livejournal.com 2014-01-09 02:21 am (UTC)(link)
Позвольте с вами не согласиться.

Одно дело не исполнить решение суда Страсбурга. Совсем другое Гааги. У нас много зданий в собственности РФ, кораблей, картин и прочего хлама... Который весь можно арестовывать по миру, что удачно и делал Нога, пока ему не заплатили все, что он хотел. Поэтому вариант не платить в данном случае не проходит.

Другой вопрос, что 100, а возможно и меньше, не такая критичная сумма для нашей власти ( 500 миллиардов золотовалютные резервы) а PR на том, что олигархи откусили национальное -- впорлне большой.

Автор явно знает что то, о чем нам не известно об Путине ( ввиду многих факторов). Интересно посмтреть как будет дальше развиваться ситуация.

Также интересно, какая роль у МБХ в акционерах, не подарил же он долю свою Невзлину... Явно есть трасты и прочие формы...

[identity profile] bondo-avadov.livejournal.com 2014-01-09 12:40 am (UTC)(link)
Тут что-то не так, мне кажется. В оставшейся версии - в "Сделке десятилетия". Может как к дате определённой, тогда может быть. Этап определённый - важный и значимый. Типа - барана зарезать к пиру на олимпиаде.

Путин не пойдёт на подобного рода сделки. Он не станет ни перед кем на колени, тем более перед судьями - они для него не авторитеты. Второе, это не рычаг для путина - бессмыслица. И те, зная об этом, вряд ли покушатся на свою же легитимность, скорее будут растягивять до поиска удобных поводов выйти из ситуации. Путин вне зоны действия этого правового поля, и об этом они знают. Не говорю уже о рассвирепевшем звере, от которого вакцинируются вся Европа.

Он может поити с такими на сделки только в одном случае, если такие станут похожим на него, а этим станут авторитетными для Путина.

А выпустить из десятилетнего наказания полезного, но опасного человека - не в их правилах. То есть, он безопасен.

(Anonymous) 2014-01-09 12:42 am (UTC)(link)
Я бы не смог. Завидую вашему терпению. Но добавлю свою. Всему виной желание казаться, а не быть, своим среди западных элит

Лучший комментарий о чудесном освобождении Ходорковс

[identity profile] vdukhovny.livejournal.com 2014-01-09 01:12 am (UTC)(link)
Почитайте, как убедительно и профессионально мыслит умный человек! Что в поэзии, что в политическом эссе, работает один закон построения. От первой и до последней мысли, ее движение и взаимосвязь и развитие и кульминация - все работает на одну цель и один результат: гармония воздействия на читателя, слушателя, зрителя! А уж принимать это или нет, зависит от вашего ума и воспитания и информированности в данной области искусства, науки, культуры, спорта, религии итдд! Спасибо! Уважаемый Андрей!

[identity profile] dmitrygololobov.livejournal.com 2014-01-09 01:15 am (UTC)(link)
Аргумент с Гаагой действительно выглядит красивым (хотя, сам по себе, он, разумеется не нов). Но есть два больших НО:
Первое: сам предмет settlement. Что реально могут взыскать с России? До сих пор, ни один независимый эксперт никогда не говорил о том, что с РФ взыщут 100 млрд. Ну или хотя бы 50. Но 5-7 легко взыскать могут, принимая во внимание, что коммерческий арбитраж – не суд и вообще склонен более «взыскивать», чем «отказывать», но не склонен выносить заведомо неисполнимых решений. Миллиарды, если (теоретически) и решат заплатить, возьмут (опосредованно) с «Роснефти». Для нее это ощутимо, но не очень. Как следствие, для того чтобы закрыть такой вопрос ВВП за глаза хватило бы хорошо раскрученного «третьего дела» и имеющихся заложников. Освобождение МБХ в этом контексте – явная и необоснованная «переплата».
Следует также учесть, что арбитраж в уже вынесенном решении о принятии жалобы к рассмотрению, четко указал, что его волнует не «политика» и «права человека», как ЕСПЧ, а сам факт «конфискации инвестиций» в соответствии c Energy Charter Treaty. То есть, вывода о «политическом характере дела» (в котором уже несколько раз отказал ЕСПЧ) не будет. Следовательно, ценность актива падает. «Переплата» становится больше.
Второе. МБХ давно вышел из группы Менатеп, которая осуществляет руководство процессом в Гааге. Крайне сомнительно, чтобы его влияния в настоящее время, достаточно для того, чтобы вынудить бывших партнеров отказаться от иска в ситуации, когда на него «ухнули» восемь лет, несколько десятков миллионов и возлагали большие ожидания. Корме того, сами партнеры от этого ничего не получают: следует отнести к области чистой фантастика снятие «пожизненного» с Л. Невзлина. Его реакция на освобождение старого друга и партнера (вернее ее отсутствие) только подтверждают вышеизложенное.

(Anonymous) 2014-01-09 03:13 am (UTC)(link)
Какой странный русский язык.

Будут наказаны?

[identity profile] ivankupalo.livejournal.com 2014-01-09 01:52 am (UTC)(link)
ОК, Андрей Николаевич, про "отказ от борьбы" за активы - это понятно. Про то, что "спокойно мог бы поговорить" и с Сечиным, и с Путиным - тоже. В сложившейся ситуации, вопрос морального выбора Михаила Ходорковского достоин рассмотрения на кафедрах философии лучших университетов мира. Но ещё было сказано и про эксцесс исполнителей, и про то, что их фамилии могут быть названы. Вопрос, - будут названы? Это входит в общий пакет сделки? Будут наказаны? И ещё, с чем именно связан пересмотр обоих дел ЮКОСа в Верховном суде РФ? Запущенный механизм, который предоставляет определённую свободу действия?

[identity profile] andre-po.livejournal.com 2014-01-09 02:17 am (UTC)(link)
Теоретически западное общество вполне могло пресытиться развязностью клептократий и созреть для того, чтобы рубануть сплеча. Например потребовав возврата незаконно отнятой собственности вне зависимости от последствий для правителя страны и несмотря на необходимость иметь с ним дело в будущем.

Но это равносильно объявлению войны. Сколько же надо будет арестовать российского имущества, чтобы вернуть даже 50 000 000 000 долларов! А если этого не сделать, то запад еще больше потеряет лицо. Так что ИМХО вероятность сколько-нибудь серьезного решения низка. Во всяком случае я, как житель западной страны, надеюсь на это. Нельзя предъявлять к России те же требования, что и к самим себе. Это не реалистично. В этом нет никакой пользы.

кто о чем, а я - о своем:)

[identity profile] susel2.livejournal.com 2014-01-09 02:28 am (UTC)(link)
Чрезвычайно интересно то, что автор этого блога (весьма ответственно, как мы все знаем, относящийся к своим словам и к тем терминам, которые он использует) счел возможным использовать слово "абрек" по отношению к "кремлевскому немцу".

На первый взгляд - невозможная вещь. Абрек - по определению человек, исключенный из социума, объявленный вне закона, тот, за убийство которого(подчеркну это!) НЕ СЛЕДУЕТ НАКАЗАНИЕ, тот, за кого не имеют право мстить его родственники. И это - только по традиционным законам тех обществ, где это явление было более-менее распространено (государственные законы я в данном случае не рассматриваю, хотя они в данном случае усиливали и поддерживали традиционные установления).
Если совсем по-простому, то как правило абреками становились убийцы, пытавшиеся избежать кровной мести со стороны родственников убитого. Это был самый распространенный, но далеко не единственный повод для "ухода в абреки". Любой поступок, навлекающий позор на род и семью преступника, мог стать таким поводом: изгоняя преступника, семья и род тем самым хотя бы частично смывали с себя этот позор.
(Это отнюдь не исключало, разумеется, тайную поддержку, укрывательство и т.п.).

Во время Кавказской войны XIX в. и непосредственно после нее абречество на какое-то время преобрело романтический ореол: абреки того времени нередко провозглашали себя борцами против русских завоевателей,на почве чего их нередко описывали как "благородных разбойников", и этот образ в какой-то степени закрепился в популярных представлениях. Что, в принципе, вполне сравнимо с аналогичными легендами о европейских "благородных разбойниках". И примерно в такой же степени соответствует истине:)

Однако, возвращаясь к исходной идее о том, возможна ли такая ситуация, чтобы "абрек" (метафорический или реальный) оказался на вершине государственной власти?
К сожалению, в России после 1917 г. это возможно, и, более, того, прецедент этому уже есть. Иосиф Джугашвили, более известный под партийной кличкой "Сталин", был совершенно не метафорическим, а реальным абреком, преступником, принимавшим участие в большевистских "эксах" с пролитием крови и убийствами. То есть, грабителем и убийцей.
Достичь вершин государственной власти такой человек мог только в условиях полного слома всех нормально функционирующих социальных структур и устоев (что возвращает меня к идее правящей "касты палачей" и общества, лишенного "скелета" - по образному выражению автора этого блога и превращенного практически в аморфную массу).

Если же говорить о нынешней власти, то ВВП - даже на примере данного поста, чтобы далеко не ходить - ведет себя совершенно как типичный абрек, даже если он таковым не являлся до вступления в свою нынешнюю должность. Он, как мы можем, видеть, даже в процессе "освобождения" МБХ совершил три преступления. (Собственно, совершенно в абреческом духе: похищение человека, незаконное лишение свободы, нелегальная переправка человека за границу, содействие в неуплате долгов и вообще - организация преступной группы или, проще говоря шайки):) Смешно, конечно, если задуматься, но получается совершеннейший абрек:)
Более того: одним из излюбленных, так сказать модусов операнди абреков было похищение людей и требование выкупа.
Четко сформулированная версия хозяина блога и в этом смысле полностью укладывается в концепцию "кремлавского абрека", ибо МБХ, судя по всему, был освобожден в обмен на обещание приложить все усилия для того, чтобы астрономический по сумме иск в более, чем 100 миллиардов был "спущен на тормозах".
Если это - не выкуп, то что это такое?

Интересно, как близки оказываются в результате друг другу эти фигуры: абрека буквального (Джугашвили) и, так сказать, абрека в процессе становления (ВВП). Разница оказывается не так уж велика, а сходства - масса. Главное же сходство - в той, среде, в которой они оперируют. Общество, созданное в результате большевистского переворота, так и осталось обществом, в котором правит каста палачей. В результате "реформ" 90х годов к власти пришло новое поколение этой касты, да слегка изменились методы, которыми она оперирует.
Но это - тема для отдельной беседы:)
Edited 2014-01-09 02:42 (UTC)

Вы, как всегда, - о своем:)

[identity profile] one-sergey.livejournal.com 2014-01-09 04:08 am (UTC)(link)
Вы, как всегда, осветили проблему с несколько иной точки зрения, что, как всегда, сделало картинку об"емной и значительно лучше понимаемой. Образ ХЖЛ заиграл новыми невиданными красками. Дискуссия была неполна без Вашего профессионального мнения по этому вопросу. Теперь все на месте.
И что нам теперь начинать беспокоиться и за Вашу безопасность ?
И сразу встал вопрос - это только такие люди приходят на вершину власти в подобных аморфных обществах, которые еще больше дестабилизируют и упрощают общество под себя или сама система власти делает любого человека, пришедшего на вершину, именно таким ? Вопрос, конечно, не особо адекватный ибо "оба (ответа) хуже".

(Anonymous) 2014-01-09 02:55 am (UTC)(link)
Почему не прелставлен очевидный общественный вариант: Ходор не сидел?

Его свежий "только что из санатои я" вид может быть обоснован двумя способами:
1. Он содержал колонию за свой счёт.

Не выдерживает критики, поскольку аппетит к начальству колонии приходит во время еды, а за десяток лет аппетит разгорится не хуже, чем у самого ботоксного ларёчника.

2. За него сидел другой человек и начальство колонии получило за это свои деньги, но единовременным платежом. Ходор чалился в германии в опечатанном вагоне.

Это уже правдоподобный вариант. Дёшево, полностью соответствует реалиям "вертикали".

И вот тут уже вполне вырисовывается вариант, что ходор решил перед олимпиадой "выйти" или кто-то решил показать съёмки прогулки ходора по набережной. Вобщем возникла насущная потребность у путина оформить наконец освобождение, потому что обратно в колонию никто бы, ясное дело, не поехал. В итоге решили, что ходора официально выпустят, исполняющего обязанности ходора колониста сбросят с вертолёта в болото, а ходор будет корчить из себя кису воробьянинова, за что ботокс не будет пытаться его убить и ограбить, как это было с опальным березовским.

Page 2 of 7