aillarionov: (Default)
[personal profile] aillarionov

[livejournal.com profile] arsanaut   задает мне вопросы относительно неграмотных материалов, написанных сотрудниками Института Гайдара и активно популяризируемых ими (вот этой статьи: http://www.iep.ru/files/text/other/To%20Ill.pdf и вот этой главы из книги). Поскольку подобные вопросы, возможно, интересуют и некоторых других читателей, то, как мы и договорились с [livejournal.com profile] arsanaut'ом, этой теме будет посвящен отдельный пост в этом ЖЖ.


В самом начале упомянутой главы из книги «Анатомия лжи» один из ее авторов, В.Назаров, напоминает о своем прошлогоднем материале: «отвечая на очередную порцию критики А.Н. Илларионова в адрес Е.Т. Гайдара, я опубликовал в газете «Ведомости» от 21.02.2012 статью «Спор о реформах 90-х: Зерна и плевелы»».

 

Тогда же, одиннадцать месяцев тому назад, полагаясь на неписанное правило, которому, как мне казалось, должны следовать приличные СМИ, я подготовил реплику под названием «Нужен честный разговор о реформах» и направил ее руководителю отдела мнений газеты «Ведомости» М.Трудолюбову. Предварительно я поинтересовался, хватит ли у него смелости опубликовать такую статью, и получил соответствующие заверения.

 

Через некоторое время от него поступил новый ответ, сводившийся к тому, что для того, чтобы быть опубликованной, моя статья нуждается в некотором сокращении и снятии «излишней эмоциональности». Новая версия материала, подготовленная в соответствии с пожеланиями М.Трудолюбова, была направлена в «Ведомости» 20 марта 2012 г.

 

Когда через некоторое время я поинтересовался ее судьбой, ответ М.Трудолюбова звучал так: «в настоящее время есть очень много других, более срочных, материалов, лишь после публикации которых настанет черед моей статьи».

 

Такого рода разговоры за прошедшие месяцы повторялись несколько раз.

 

Теперь, по прошествии почти десяти месяцев с момента направления М.Трудолюбову моей статьи и получении от него серии стандартных ответов, можно сделать несколько выводов. Один из них – вывод о возможности размещения вышеупомянутой статьи здесь.

 

Поскольку материал В.Назарова в настоящее время доступен лишь подписчикам газеты «Ведомости», то для введения читателей в контекст дискуссии размещаю его также здесь.

 

Спор о реформах 90-х: Зерна и плевелы

Владимир Назаров

21.02.2012

 

Россия стоит на пороге больших перемен. Общество просыпается от десятилетнего сна. Граждане все меньше верят в «сильную руку» и все больше — в то, что без радикального изменения нынешнего курса Россия разделит судьбу СССР.

 

Для изменения системы мы должны сплотиться. Во многом это уже произошло. На проспекте Сахарова и Болотной площади рядом стояли коммунисты и либералы, националисты и совсем далекие от политики граждане, которых просто достал всеобщий «роспил». Все мы хотим одного: честных выборов. А судебная реформа и свободные СМИ нужны левым и правым. В остальном наши позиции не совпадают. Одни ратуют за увеличение госсектора, другие за то, чтобы оставить как можно больше средств в кошельках граждан. Эти споры очень важны, но потом, когда у нас будет площадка для дискуссий — легитимный парламент. А сейчас какой прок людям с левыми взглядами от национализации отраслей, если ими будут руководить нынешние чиновники, которых сами левые упрекают в коррупции? Какой смысл правым требовать снижения налогов, если контролирующие органы и суды могут отнять весь бизнес у собственника?

 

Совсем бессмысленным сейчас выглядит спор о личностях. Мы еще не столь развитое демократическое общество, чтобы для нас было важно, как часто кандидат посещает церковь. Мне абсолютно не важно, что Борис Немцов ругается матом. Мне нужны честные выборы, независимый суд и свободные СМИ. И я надеюсь, что не только мне. Когда это все у нас будет, я постараюсь убедить граждан, что рынок умнее чиновника, а низкие налоги лучше госкорпораций. Но это потом, а пока: «Выборы, суд, СМИ»!

 

Очевидно, что нынешней власти невыгодно, чтобы общество выдвигало такую повестку. Поэтому власть делает все, чтобы внести в общество раскол, дискредитировать отдельных оппозиционных лидеров или отвлечь внимание на малозначимые вопросы (перенос праздников или введение налога на роскошь). Это нормально: разделяй и властвуй — опробованный веками подход. Ненормально другое: когда человек, считающий себя «либеральным экономистом», начинает подыгрывать нелиберальной власти. Речь идет об интервью Андрея Илларионова газете «Комсомольская правда» от 8.02.2012, в котором он обвиняет Гайдара и его команду во всех смертных грехах.

 

Андрея Николаевича давно «заклинило» на критике, даже демонизации Гайдара. Спорить с ним самим так же бессмысленно, как пытаться переубедить члена секты «Свидетели Иеговы». Мне как-то пришлось потратить несколько дней на то, чтобы доказать, что Андрей Николаевич ошибся, когда в статье «Много шума. Для чего?» («Ведомости» от 19.03.2008) заявил, что в 1992 г. правительство Гайдара увеличило государственные расходы на 15% ВВП и тем самым «вызвало экономическую катастрофу». Оказалось, что Илларионов строил статистические ряды из показателей, рассчитанных по разным методологиям. Для пояснения простейший пример. Вчера температура воздуха была 15 градусов, а сегодня — 32 градуса. Стало теплее? Да, если и в тот, и в другой день температура измерялась по одной шкале. Если же температуру вчера измеряли по Цельсию, а сегодня по Фаренгейту, то окажется, что произошло значительное похолодание (32 градуса по Фаренгейту — это 0 градусов по Цельсию). Когда я применил единую методологию к оценке государственных расходов, получилось, что правительство Гайдара существенно сократило, а не увеличило государственные расходы.

 

Мои коллеги и я написали статью на эту тему (http://www.iep.ru/files/text/other/To%20Ill.pdf). Вы думаете, Илларионов извинился перед Егором Тимуровичем? Куда там. Он только перестал использовать этот аргумент в критике Гайдара. Зато теперь (уже после смерти Гайдара) он кричит на каждом перекрестке, что Гайдар вывозил последние деньги Родины на Кубу, посадил в Центральный банк «чекиста» Геращенко, чтобы тот с помощью инфляции уничтожил накопления граждан, а кризис 1998 г. был обусловлен желанием Гайдара сыграть на рынке ГКО.

 

Последнее обвинение заслуживает короткого комментария. 1998 год. Государство из-за доминирования левых в Думе не может свести концы с концами: налоги собираются плохо, а расходы растут как на дрожжах. Разницу покрывают займами, в том числе внутренними — на рынке ГКО. Доходность по ГКО растет. В таких случаях, как правило, следует девальвация национальной валюты, снижение уровня жизни населения и смена власти на очередных выборах. Егор Тимурович боялся такого исхода, так как понимал, что в этих условиях могли усилиться позиции левых. Боясь этого, Гайдар действительно всячески старался не допустить девальвации рубля, в отличие от Илларионова старался не сеять панику. Да, Гайдар ошибся: девальвация действительно усилила левых, но левое правительство Евгения Примакова каким-то чудом осуществило бюджетную консолидацию и левых экспериментов не проводило. Но чуда могло и не произойти. Относительно игры на рынке ГКО. Гайдар действительно играл на этом рынке, понимал, что риски очень велики, но счел для себя этически невозможным продать облигации в условиях, когда говорил о недопустимости дефолта и призывал власть предотвратить девальвацию. Результат — он потерял деньги, но сохранил честь. Это классический пример илларионовской критики, берется факт (даже достоверный), а затем этот факт обрастает домыслами. В результате ошибка честного человека в очень сложной ситуации легким движением руки превращается в заговор с целью личного обогащения.

 

Тем, кто был на похоронах Егора Тимуровича и видел, сколько людей стояло в сильный мороз, чтобы проститься с ним, очевидно, что Гайдар уже принадлежит истории. Илларионову в ней явно нет места. А нам надо сосредоточить все усилия на реализации программы «Честные выборы, независимый суд и свободные СМИ».

 

Быстрый поискСвидетели ИеговыБорис НемцовАндрей ИлларионовЕвгений Примаков

Автор — заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/276198/zerna_i_plevely

 

 

Нужен честный разговор о реформах 1990-х

 

В.Назаров из Института Гайдара (Ведомости, №31 от 21.02.2012) утверждает, что в стране идет спор о реформах 1990-х годов. Это преувеличение. Серьезной дискуссии по поводу того, что произошло два десятилетия назад, в обществе пока нет. Пока есть лишь агрессивная пропаганда по возведению в ранг непогрешимых святых одного из участников этих реформ Е.Гайдара. Попытки же разобраться в том, почему властями в 1991-92 гг. были приняты те или иные решения, были ли тем решениям альтернативы, и если да, то какими, наталкиваются на упорное сопротивление.

 

Беспристрастный же разбор прошлого приводит непредвзятого читателя к неизбежному  выводу о том, что слишком многое в нынешнем экономическом и политическом режиме было заложено именно тогда – в 1991-92 гг. Разговор на эту непростую тему был начат журналом «Континент» в материале «Трудный путь к свободе» (часть 1 и часть 2). В данной статье предлагаются несколько тезисов о реформах 1991-92 гг.

 

1. Реформы 1991-92 гг. в целом не были ни либеральными, ни демократическими. Хотя некоторые из принятых тогда решений и осуществленных действий были направлены на расширение экономических свобод (Указ о свободе торговли М.Киселева, малая приватизация Д.Васильева, унификация валютного курса П.Авеном, введение республиканских корсчетов С.Игнатьевым и В. Мащицем), в целом экономическая политика тогдашнего российского правительства оказалась интервенционистской и популистской по сути, бюрократической и антидемократической по способу осуществления. Увеличение государственных расходов до 69% ВВП, бюджетного дефицита до 23% ВВП, финансирование последнего за счет денежной эмиссии, введение НДС со ставкой 28%, установление правительством квот, лицензий, иных ограничений на экономическую деятельность привело к инфляционному взрыву 1992 г., катастрофическому сокращению производства, резкому падению жизненного уровня российских граждан.

 

2. Авторство частичной либерализации цен 2 января 1992 г. было необосновано приписано Е.Гайдару. По его собственному признанию он планировал провести ее лишь в июле 1992 г., причем в два этапа. Решение о разовой либерализации цен еще в 1991 г., перенесенное затем на 2 января 1992 г., было принято Б.Ельциным и обнародовано им 28 октября 1991 г., еще до назначения Е.Гайдара в правительство и, по признанию последнего, вопреки его советам. Решение о ценовой либерализации было подготовлено А.Нечаевым по предложениям, подготовленным руководителями экономического блока последнего советского правительства В.Дурасовым и В.Щербаковым, соответствующие Указ президента и постановление правительства подписали Б.Ельцин и Г.Бурбулис.

 

3. В выступлениях Е.Гайдара и ряда его сторонников глубина экономического кризиса 1990-91 гг. накануне формирования «правительства реформ 1991 г.» была существенно преувеличена, масштабы реальных трудностей, с которыми сталкивалась тогда советская экономика (изменение условий внешней торговли, необходимость закупок зерна, размеры валютных резервов, величина внешнего долга, глубина долгового кризиса), были серьезно искажены. Это делалось, очевидно, для того, чтобы экономическая катастрофа, произошедшая в 1992 г., не выглядела бы столь трагичной, какой она оказалась на самом деле. По всем параметрам экономический кризис 1992 г. намного превзошел кризис 1991 г., что объясняется не только наследством советской экономической системы, но и грубыми ошибками, а, как сейчас становится все более очевидно, намеренными действиями, совершенными Е.Гайдаром в 1991-92 гг.

 

4. Ключевую роль в выведении страны из тяжелейшей катастрофы 1992 г., в подавлении высокой инфляции, в обеспечении основ финансовой стабилизации, в ликвидации субсидий на сахар, хлеб, зерно, уголь, импорт, в радикальном сокращении государственных расходов и бюджетного дефицита, в проведении ответственной макроэкономической политики сыграл Борис Федоров, ставший наряду с С.Витте и П.Столыпиным одним из крупнейших реформаторов в истории России. Исключительная роль Б.Федорова в проведении реформ сейчас замалчивается, а его главное достижение – основы макроэкономической стабилизации – недавно подверглось попытке мародерского присвоения А.Чубайсом.

 

5. На фоне осанны, регулярно возносимой в адрес «среднего класса», именно экономическая политика Е.Гайдара и А.Чубайса трижды наносила российскому среднему классу мощнейшие разрушительные удары: в результате гиперинфляции 1992 г., в результате подавления с помощью политики «валютного коридора» начавшегося в 1994 г. экономического роста, в результате конфискации сбережений граждан в ходе девальвации и дефолта в августе 1998 г.

 

6. Интервенционистская и популистская экономическая политика, проводившаяся Е.Гайдаром и А.Чубайсом в 1991-98 гг., растянула российскую рецессию с «обычных» для переходных стран 2-3 лет на долгие 7 лет, во многом дискредитировала идеи либерализма, свободного рынка, демократии.

 

7. Столкнувшись с утратой политической поддержки со стороны общества, с дискредитацией многих своих первоначальных лозунгов, с реальной угрозой импичмента, Б.Ельцин прекратил поиск своего «наследника» среди «молодых реформаторов» (Г.Явлинский, Е.Гайдар, А.Чубайс, Б.Немцов, С.Кириенко), проводившийся им до августа 1998 г., и обратился к поискам кандидата на такую роль среди «молодых силовиков» (А.Бордюжа, А.Николаев, С.Степашин, В.Путин). В условиях практического исчезновения своей политической поддержки, а также цейтнота, вызванных катастрофой 1998 г., выбор Б.Ельциным силовика в качестве своего наследника стал фактически неизбежным.

 

8. Общие представления «системных либералов» («сислибов») и силовиков по отношению к концентрации власти в руках президента и подавления законодательных органов власти (Съезда народных депутатов и Верхоного совета) своими корнями уходят в 1991 г. Поддержка Е.Гайдаром силовиков с самого своего назначения в российское правительство была разнообразной: спецоперация по передаче 200 млн дол. разведцентру КГБ-ГРУ на Кубе; спасение с помощью кредита МВФ в 1 млрд. дол. Евробанка – «банка в погонах»; спасение от уголовного преследования В.Путина по делу об экспорте сырья и редкоземельных металлов в Петербурге; пятикратные попытки – вопреки сопротивлению Б.Ельцина и Р.Хасбулатова – назначить на пост руководителя Центробанка В.Геращенко, увенчавшиеся в конце концов успехом; быстрый рост числа сотрудников спецслужб в органах исполнительной власти в 1991-93 годах.

 

9. Плодотворное сотрудничетво в рамках «настоящего тандема» корпорации сислибов (под руководством Е.Гайдара и А.Чубайса в качестве лидеров партии СПС, а также руководителей РАО ЕЭС и Роснано) и корпорации силовиков было продолжено и в дальнейшем («возрождение российской армии в Чечне», «либеральная империя», «вне зависимости от моих симпатий или антипатий к тем, кто стоит у власти в моей стране, я всегда буду пытаться сделать все возможное...»; попытки Е.Гайдара оправдать А.Лугового, подозреваемого в отравлении полонием Александра Литвиненко; защита Е.Гайдаром агрессии российского режима против Грузии). Эта и иная помощь сислибов силовикам была вознаграждена В.Путиным путем освобождения Института Гайдара от уплаты арендной платы, его институтских грантов – от налогоообложения, согласием В.Путина с назначением А.Чубайса руководителем Роснано, награждением государственными наградами сотрудников Института Гайдара, АНХ, ВШЭ.

 

10. Признание В.Назаровым факта размещения Гайдаром 1 млн. дол. на рынке ГКО («Гайдар действительно играл на этом рынке...») проливает дополнительный свет о личных качествах кандидата в реформаторские святые.

 

Честного разговора о реформах 1990-х годов в российском обществе пока еще не было. Понятно нежелание вести такой разговор со стороны тех, кто хотел бы и в дальнейшем беспрепятственно получать ренту с навязываемого стране культа «святого», заложившего фундамент нынешнего политического и экономического режима. Но ясно и то, что без такого принципиального разговора наше общество рискует остаться в заблуждении и относительно того, что произошло в начале 1990-х годов, и относительно того, какие действия в состоянии привести нашу страну к экономической и политической свободе.

кусочки мозаики сложились

Date: 2013-01-12 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] susel2.livejournal.com
Эти тезисы отвечают на очень многие вопросы, задававшиеся на страницах этого блога в последние месяцы. И формулируют логичную концепцию, объясняющую не только то, каким образом сложился нынешний режим, но и его многочисленные кровные связи с "сислибами".
Получается, что: а)деятельность Гайдара по развалу экономики страны была сознательной; б)она была направлена на то, чтобы подготовить приход во власть "силовиков" в)последующая писательско-пропагандистская деятельность ЕГ имела своей целью обеспечить "идеологическую поддержку" этой операции. (Отметим: практически все части этого плана были выполнены полностью).
Есть тут и пункт г): он объясняет, почему нынешние сислибы с таким ожесточением сражаются за репутацию "святого" ЕГ и почему любые разговоры о том, что же действительно произошло в России в последние 20 лет воспринимаются ими так болезненно.
Особенно сейчас, когда режим зашатался, и сислибы изо всех сил хотят провести ремонт фасада власти, не затрагивая его сути. Именно сейчас любые исследования природы альянса сислибов и силовиков им особенно страшны. Вот укрепятся они в новом, "отреставрированном" варианте - тогда, может...
Но тогда будет поздно. Так что Ваши публикации нужны именно сейчас, пока есть шанс вскрыть сислибский нарыв и предотвратить "реставрацию".
Edited Date: 2013-01-12 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ypolozov.livejournal.com
Согласен, только добавлю что в нынешней ситуации многие несистемные либералы бездумно повторяют всю риторику системных, вот с этим и можно бороться. Не Чубайса же мы этими пунктами переубедим)))

Date: 2013-01-12 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ypolozov.livejournal.com
Да, вот так, десятью короткими пунктами с фактическим материалом и конкретными фактами, очень наглядно! Жалко, что действительно мало кто из либералов готов это обсуждать на уровне фактов. Но всё же Ваша работа постепенно хоть кого-то из них заставляет открыть глаза. А то одновременно пишут про расследование Салье и восхваляют Гайдара, который это дело спустил на тормозах!

Date: 2013-01-12 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] arsanaut.livejournal.com
Но все равно пока не понятно, что там с госрасходами в 1992 г.

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2013-01-12 10:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arsanaut.livejournal.com - Date: 2013-01-12 10:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com - Date: 2013-01-13 11:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] onlyfreedigits.livejournal.com - Date: 2013-05-11 09:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2013-05-12 08:35 am (UTC) - Expand

Date: 2013-01-12 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] teemour.livejournal.com
много букв
банально, но не могу написать по смыслу иначе
насколько широкие группы людей вы хотите заинтересовать так сформированной повесткой?
если небольшие, то это входит в противоречие основной с целью текста (как я её понимаю)

Date: 2013-01-12 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com
А М.Трудолюбов не обвинит Вас в том, что выкладыванием статьи В.Назарова в открытый доступ Вы наносите удар коммерческой деятельности газеты "Ведомости" ?

Date: 2013-01-12 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
Кажется, наибольший ущерб нанесен самим фактом публикации статьи Назарова - как репутации "Ведомостей", так и репутации Трудолюбова.
Edited Date: 2013-01-12 10:17 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com - Date: 2013-01-13 12:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] esli-mysli.livejournal.com - Date: 2013-01-13 09:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-01-12 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mike-2304.livejournal.com
Дочитал тов. назарова до его причитаний по поводу "россия разделит судьбу ссср", дальше не стал, ибо с ним все ясно - поклонник "либеральной империи" и все такое. Давно пора уже чотко сказать, что если россия не разделит судьбу ссср в плане децентрализации, то никакой модернизации никогда не произойдет и никакого развития никогда не будет.

Date: 2013-01-13 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com
А что плохого в либеральной империи? Остаётся единое государство, законы общие. Власть едина. При наличии нормальных выборов (суда и тп) это вполне нормальный вариант.

(no subject)

From: [identity profile] passaczhir2.livejournal.com - Date: 2013-01-13 05:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-01-14 12:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mike-2304.livejournal.com - Date: 2013-01-13 10:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-01-14 09:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasostr.livejournal.com - Date: 2013-01-14 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-01-14 12:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasostr.livejournal.com - Date: 2013-01-14 01:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-01-15 02:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mike-2304.livejournal.com - Date: 2013-01-14 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-01-15 02:25 am (UTC) - Expand

Date: 2013-01-12 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] derik-536.livejournal.com
Подправьте ссылку (http://www.iep.ru/files/text/other/To%20Ill.pdf), она у вас правильная по символам, но фрагментирована на две ссылки (поводите курсором по ней и увидите не одно, а два подчеркивания, кликанье на любом из двух ведет на несуществующие страницы) и обе приводят не на требуемый документ.
Edited Date: 2013-01-12 10:20 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2013-01-12 11:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2013-01-13 06:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2013-01-13 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2013-01-13 06:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] susel2.livejournal.com - Date: 2013-01-13 07:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2013-01-13 09:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2013-01-13 06:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2013-01-13 06:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-01-13 04:10 am (UTC) - Expand

Date: 2013-01-12 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] derik-536.livejournal.com
"6. Интервенционистская и популистская экономическая политика, проводившаяся Е.Гайдаром и А.Чубайсом в 1991-98 гг., растянула российскую рецессию с «обычных» для переходных стран 2-3 лет на долгие 7 лет, во многом дискредитировала идеи либерализма, свободного рынка, демократии." - какие постсоветские страны (не считая прибалтийских республик и другие страны Восточной Европы с западнохристианскими системами ценностями населения типа Польши) выходили из глубокой рецессии за 2-3 года?
К примеру: (http://news.mail.ru/inworld/moldova/economics/11577327/?frommail=1) "Молдова поднялась на 9 строчек в рейтинге самых свободных экономик" - вроде бы все хорошо. Но тут же (http://news.mail.ru/inworld/moldova/society/11578005/?frommail=1) "
Денежные переводы трудовых мигрантов, по данным Всемирного банка, в 2012 году составили 23 процента ВВП республики. Если учитывать в том числе и неофициальные переводы, то их объем, как сообщил ИТАР-ТАСС директор «Института модернизации Молдовы» Владимир Головатюк, превышает два миллиарда долларов ежегодно. «Пока эти вливания спасают нашу экономику, которая переживает тяжелейший спад», – отметил он." - кому-то международная коньюктура на нефте-газ наполняет бюджет, кого-то деньги гастарбайтеров, но это не плод реформ совершенно и вряд ли это можно назвать целью реформ и выходом из рецессии с помощью реформ. Хотя прошло гораздо больше 7 лет...
Edited Date: 2013-01-13 10:03 am (UTC)

Date: 2013-01-13 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
<какие постсоветские страны (не считая прибалтийских республик и другие страны Восточной Европы с западнохристианскими системами ценностями населения типа Польши) выходили из глубокой рецессии за 2-3 года?>

За 2-3 года с начала реформ из экономического кризиса вышли следующие страны, народы которых в основном не относятся к западнохристианским:
Албания - 2 года (1991-92),
Болгария - 3 года (1991-93),
Румыния - 2 года (1991-92),
Монголия - 3 года (1991-93),
Армения - 2 года, включая войну (1992-93),
Грузия - 3 года, включая войну (1992-94),
Казахстан - 1 год (1995).
Итого - 6 стран.

Стрны, в которых кризис длился более 3 лет (без Таджикистана):
Азербайджн (4 года),
Беларусь (4 года),
Молдова (5 лет),
Кыргызстан (4 года),
Россия (7 лет),
Украина (8 лет),
Туркменистан (6 лет).
Итого - 7 стран.
Edited Date: 2013-01-13 06:35 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2013-01-13 06:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2013-01-14 08:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-01-13 12:38 am (UTC)
From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com
Ошибка: "унификация валютного курса П.АвенЫм".

Date: 2013-01-13 02:19 am (UTC)
From: [identity profile] graf-florida.livejournal.com
Хороший анализ. И кратко.

Date: 2013-01-13 04:01 am (UTC)
From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com
Среди всех тезисов нет ответа на вопрос о разных методиках. Если отвечать на Назарова, то стоило бы ответить на это хоть ссылкой.

Date: 2013-01-13 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com
Методиках чего?
Расчета государственных расходов?
Во-первых, не о методикАХ, а о методикЕ, так как она одна.
Во-вторых, это совсем другах тема, которой будет посвящен отдельный пост.

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-01-13 07:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2013-01-13 07:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-01-13 07:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2013-01-13 08:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-01-13 08:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2013-01-13 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com - Date: 2013-01-14 12:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aillarionov.livejournal.com - Date: 2013-01-14 09:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] derik-536.livejournal.com - Date: 2013-01-13 06:58 pm (UTC) - Expand

К старому спору.

Date: 2013-01-13 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniy-efremov.livejournal.com

Вы упомянули материал «Трудный путь к свободе». Там во второй части на с.113 (http://iea.ru/article/macroeconom/continent146.pdf) вы говорите:

"По мнению одного из наиболее известных специалистов по российской истории Ричарда Пайпса, русским в принципе чужды ценности свободы и демократии, им имманентно присущи имперскость и холопство, они всегда были угнетателями Европы и обречены оставаться такими навсегда."

Мы с вами в апреле 2011 года спорили здесь по этому поводу. Из-за нездоровой накалённости я его закончил. Вот действительное, фактическое мнение Пайпса из его письма мне 19 ноября 2011 года на тему перспектив демократии в России:

"My view on Russia's political future is that the chances of a democratic regime are slender. Public opinion polls indicate that Russians overwhelmingly regard democracy as sham and desire a strong government -- not necessarily one elected by the citizenry. Perhaps if Russia enjoys several decades of peace and prosperity, these attitudes might change but that is far from certain.

With best regards. Richard Pipes"

Re: К старому спору.

Date: 2013-01-13 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] alexsas2645.livejournal.com
overwhelmingly regard democracy as sham.

Если перевести на общеупотребительный русский как "чаще всего понимают демократию как показуху", то нельзя не восхититься замечательной осведомлённостью автора в русском менталитете. :-)

Date: 2013-01-13 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] Владимир Противогазов (from livejournal.com)
БЫЛА ВЕРА. ТЕПЕРЬ НЕНАВИСТЬ. ЧТО ДАЛЬШЕ.

Date: 2013-01-13 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] derik-536.livejournal.com
Назаров: "Да, Гайдар ошибся: девальвация действительно усилила левых, но левое правительство Евгения Примакова каким-то чудом осуществило бюджетную консолидацию.." - интересно, может стоит переименовать "Институт Гайдара" в "институт Примакова"?))) Сотрудники Института Гайдара изучают опыт "чуда" или "ну чудо и чудо, че с ним морочиться, когда у нас свой идол есть")))

реформы 90-х

Date: 2013-01-13 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] amzhel.livejournal.com
Интересная статья! Узнал много новых фактов! В частности, о личном вкладе Гайдара в грабительские "игры" с ГКО (можно ли считать это вполне доказанным?)… С положительной оценкой деятельности Федорова не согласен…
Действительно, "честного разговора о реформах 1990-х годов в российском обществе пока еще не было". Предлагаю, в рамках этого разговора, обсудить мою статью "Жизнь и смерть ГКО" http://sociohum.com/публицистика (краткие варианты были опубликованы в Новой газете http://pda.novayagazeta.ru/society/19357.html и журнале Всемирного банка Transition http://siteresources.worldbank.org/INTTRANSITION/Newsletters/20561449/novdec98.pdf ).
В этой статье речь идет не только о ГКО, но и о криминальной экономике России в целом, и о роли в ее становлении Гайдара и других "реформаторов", и о роли Бориса Федорова (отрицательной, с моей точки зрения) в событиях 1998 года…
Андрей Николаевич! Приглашаю к дискуссии! Меня очень интересует Ваше мнение!
С уважением,
Железняк Анатолий Михайлович

Date: 2013-01-14 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] oboguev.livejournal.com
> Интервенционистская и популистская экономическая политика, проводившаяся Е.Гайдаром и А.Чубайсом в 1991-98 гг., растянула российскую рецессию с «обычных» для переходных стран 2-3 лет на долгие 7 лет

Чубайсом и Гайдаром проводилась (в той мере, в которой оба влияли на государственную политику в целом) жестко-констрикционистская денежная политика -- проводилась на протяжении нескольких лет после подавления гиперинфляции, когда нужды в такой политике и рациональных обоснований для нее не было (имеется в виду: обоснований с точки зрения российской экономики и российского населения, а не частных интересов ельцинистской группировки, международного финансового сообщества или чиновников МВФ).

Эта политика вызывала во время ее проведения резкие протесты; большинство людей сочтут, что она стала ключевой причиной продолжения спада российской экономики; и она безусловно полностью противоположна контрциклической политике обычно проводимой и проводившейся на протяжении десятилетий развитыми странами и являвшейся мандатом МВФ и ВБ при их создании и в последующие десятилетия.

В рамках обычного словарного значения слов, кажется удивительным квалифицировать эту политику как "полулистскую" и "интервенционистскую".
Edited Date: 2013-01-14 03:44 am (UTC)

Date: 2013-01-14 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] ivkonstant.livejournal.com
+ 1.
Нужен.
From: [identity profile] amidani.livejournal.com
Например, сначала про рецессию с «обычных» для переходных стран 2-3 лет, растянувшуюся у Саакашвили на 9 лет.

Уважаемый автор !

Date: 2013-01-14 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] tbettag.livejournal.com
Для меня никогда не была тайной деятельность Гайдара.
Можете посмеяться ,но интуитивно я чувствовал преступность его реформ всегда.
Когда-то ,еще лет пять назад меня даже банили именно в Вашем блоге на Эхе Москвы, когда я назвал Гайдара заслуженным им звания русского герострата.
Мне кажется , что Вы немного все же идеализируете Гайдара.Вы оставляете лазейку для того , что бы сохранить для него в истории хоть немного чести и порядочности.
У Полторанина в его воспоминаниях есть эпизод ,когда этим "реформаторам " предлагались американские паспорта.И некоторые их даже получили ,Ясин ,к примеру.То есть , они ЗНАЛИ что делают.Они не ошибались , а осознанно вели к уничтожению страны.

Re: Уважаемый автор !

Date: 2013-01-14 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] esli-mysli.livejournal.com
Если бы в истории оставались только честные и порядочные...

Но это, впрочем не главная беда Вашего высказывания. Главная, как мне кажется, что, прочитав текст Илларионова, Вы делаете вывод о созвучности его собственным идеям о вреде американского паспорта. Фантастика!

Re: Уважаемый автор !

From: [identity profile] tbettag.livejournal.com - Date: 2013-01-14 06:20 pm (UTC) - Expand

Re: Уважаемый автор !

From: [identity profile] fgtjkewsg.livejournal.com - Date: 2013-01-15 08:33 pm (UTC) - Expand

Re: Уважаемый автор !

From: [identity profile] tbettag.livejournal.com - Date: 2013-01-16 07:34 am (UTC) - Expand

Date: 2013-01-14 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] luteklis.livejournal.com
Большинство обывателей /да практически 146% / судят о сложных экономических и политич процессах 90-х примерно так: если в тексте закона написано "либерализация" то значит суть его либеральная, а его авторы либералы.

Закон называется "либерализация цен...", ну дык значит закон либеральный, ... Гайдар-либерал.
И засела эта софистика в мозгу намертво. И не выковырять ее никакими цифрами, долгими объяснениями и доказательствами.

"либерализация"->либеральный->Либералы

На эту софистическую гайку нужен софистический болт под целевую аудиторию. Не специалистам нужно доказывать, а простым людям в основной своей массе экономически малограмотным.

Нужно доказать, что либерализация не всегда равно либеральный и как следствие либерал.

и миф "гайдар-либерал" рассыплется как карточный домик

Date: 2013-01-14 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] esli-mysli.livejournal.com
Уж сколько лет Владимир Вольфович личным примером демонстрирует, что не все то либерально-демократическое, что так называется, а воз и ныне...
From: [identity profile] amidani.livejournal.com
Не знаю, насколько либерален был внук красного командира Гайдара...
Плоды его деятельности, как минимум, указывают на непростительные и системные ошибки.

Но для меня неоспорим тот факт, что не Путин, а Ельцын в 1993 году де-факто установил в России тоталитаризм и поставил крест на демократии и европейском векторе развития страны. Трудно было бы ожидать настоящего западничества от секретаря областной парторганизации и члену президиума ЦК КПСС. Ельцын был демократом только внешне, а внутри у него сидел типичный партийный феодал-самодур, на считающийся с чужим мнением и не разделяющий ни с кем свою власть.

Лишенный адекватной критики, Ельцын быстро впал в идиотизм, и дело здесь не только и не столько в алкоголе. Власть - это наркотик посильней алкоголя. Поэтому начались маразматические шоу, перестановки кабинета министров, пересаживания за столом. И ... мы вспомнили Брежнева.
Соответственно вели себя и его придворные министры: они стали работать на себя, а личные качества заменила лицемерная "личная преданность семье".
Очередной раз построение "коммунизма для всех" превратилось в построение "коммунизма для немногих".

Спустя 10 лет после расстрела Белого дома в Москве, примерно по такой же схеме пошли и реформы Саакашвили. Поэтому они никуда и не привели.
Почему?
Потому, что невозможно построить демократию в стране с преимущественно пассивным и рабским населением, неспособным сформировать и контролировать выбранную власть.
Поэтому тоталитаризм повторяется, и меняется только вывеска и упаковка.
From: (Anonymous)
"Спустя 10 лет после расстрела Белого дома в Москве, примерно по такой же схеме пошли и реформы Саакашвили" - я, наверно, пропустил что-то очень важное: не подскажете, когда Саакашвили расстрелял Парламент Грузии?
From: [identity profile] stepan-spb.livejournal.com
http://strana.lenta.ru/chubais.htm
From: [identity profile] voyhanskiy.livejournal.com
1. Реформы Егора Гайдара 91-92 годов действительно нельзя назвать ни либеральными, ни социальными, ни демократическими. Это были реформы переходного периода, позволившие, пусть дорогой ценой, но выбраться из советской действительности без полномасштабной гражданской войны.
2. Поскольку тогдашние силовики и парт-советская номенклатура не испытали стихийного сведения с ними счетов, они оказались непуганными. Именно этот факт породил "коррупцию компромисса", которая в нулевые сменилась "коррупцией победителей".
3. (Гипотетически). Отступления от жестких мер финансовой стабилизации были связаны с необходимостью создать рынок труда, заставить заниматься производством тех товаров и услуг, которые пользовались спросом у конечного потребителя.
From: [identity profile] fgtjkewsg.livejournal.com
Это ваши фантазии по поводу заслуги реформаторов в предотвращении гражданской войны - просто умиляют.
Вся номенклатура перебежала к реформаторам, да она и была её составной частью.
Откуда тогда возьмётся гражданская война?
Чечня это война внешняя, с другим народом.
По третьему вашему пункту, по "Отступлению от жестких мер...".
Накормили страну через спекуляцию и обнищание населения, да через ввоз импортных товаров и продуктов.
Но основная задача была - присвоение себе лично природных ресурсов страны и тяжелой промышленности (вотчина олигархии). Вот это и есть главное.

Date: 2013-01-15 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] fgtjkewsg.livejournal.com
"...в проведении ответственной макроэкономической политики сыграл Борис Федоров, ставший наряду с С.Витте и П.Столыпиным одним из крупнейших реформаторов в истории России."

Андрей Николаевич, а почему вы причисли Столыпина к "крупнейшим реформаторам" России? Да ещё поместили его рядом с Витте, который лично отзывался о Столыпине, как о некомпетентном министре с умом "штык юнкера". Помилосердствуйте Андрей Николаевич, Столыпин был не реформатором, а палачом первой русской революции. Вся "реформа" его сводилась к тому, чтобы спасти помещиков центральной России от повторных погромов, кошмар которых они пережили в 1905-06 годах.
Именно поэтому Столыпин организовал добровольно-принудительное переселение крестьян в Сибирь. И именно для этого была проведена принудительная реформа в отношении общин - рассадника погромов и неподчинения помещикам. Результат реформ - кулаки, которые ещё больше накалили обстановку в деревне по поводу нехватки земли, но зато они были сторонники царских реформ в деревне.
Во-вторых, Столыпин был ярым сторонником абсолютизма и враг парламентской республики, сторонников которых он преследовал в уголовном порядке, включая разгон первых двух ДУМ.
Витте вообще пишет, что Столыпин и царь совершили тогда государственный переворот.
Столыпин был реакционер, палач и сторонник сильной единоличной власти пожизненного царя.

Насчет статьи. На мой взгляд не важно, кто там был записан в великие реформаторы новой России. Все они были наглыми проходимцами и ворами.
Номенклатура КПСС вся дружно перебежали к Ельцину в том числе и те, кого Ельцин расстрелял в парламенте в 1993 году (Руцкой).
И все они коллективно участвовали в расхищении общенародной собственности только в свою пользу.
Реформаторы же были просто пропагандистской дымовой завесой, благодаря которой воры скрывали свои грязные дела от лохов или остального народа.
Естественно они и защищали свои завоевания оружием (Чечня, 1993 год) и установили для этого авторитарный режим (авторитарная Конституция). Ибо номенклатура по свой сути со времен СССР была авторитарна. Другого режима власти она не могла установить в принципе. Силовики же понадобились ей со времен авантюры с Чечней. Но так они все были тогда братья по духу. КПСС-КГБ- Армия + олигархия.
From: [identity profile] voyhanskiy.livejournal.com
Я не понимаю, в чем состоит суть ваших возражений. Номенклатура действительно перешла на сторону реформаторов. Но почему? Потому, что им дали возможность преобразовывать министерства - в концерны, тресты - в ОАО (АООТ) и т.д. А теперь представьте. Сразу после Августа-91 начинается стихийное и жесткое сведение счетов с теми, кто работал инструктором, завотделом, секретарем райкома или обкома КПСС. В ответ Ельцин предлагает проводить этот процесс без массового стихийного насилия, путем лишения их и членов их семей участвовать в приватизации, проводит через ВС запрет для них на работу в сфере внешнеэкономической деятельности, образования, госслужбы, финансовой сфере, особенно в сфере банковской деятельности, в сфере, связанной с переработкой сырья (за исключением "рабочей сетки"). Проводит мероприятия по принудительному их переселению из номенклатурных квартир в "хрущебы". Также проводит мероприятия по ограничению возможностей по участию в приватизации всех кто входил в номенклатуру (кандидатура при назначении на должность согласовывалась комитетом КПСС того или иного уровня). И при этом раскрывает имена всех, кто в советское время был внедрен в диссидентское движение и в любые профессиональные творческие организации. Расширяет права граждан на самые жесткие формы самозащиты от посягательств на объекты проживания или мелкого предпринимательства. Таким образом можно было сделать приватизацию далеко не столь "грабительской". Но я далеко не уверен в том, что "бывшие" с этим бы легко смирились.

Profile

aillarionov: (Default)
Illarionov

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 29th, 2025 09:23 am
Powered by Dreamwidth Studios