aillarionov: (Default)
[personal profile] aillarionov

Е.Гайдар отвечает на вопросы О.Мороза: 
О.М.: То есть, никаких вариантов уже не было?
Е.Г.: Да. Возможен был кровавый сценарий. Российское руководство могло начать делать то, что предложил Вощанов, пресс-секретарь Ельцина.
(В скобках напомню, что сразу после путча, 26 августа 1991 года, пресс-секретарь Ельцина Павел Вощанов сделал заявление: в случае, если республики прекратят союзнические отношения с Россией, она "оставляет за собой право поставить вопрос о пересмотре границ; сказанное относится ко всем сопредельным республикам, за исключением трех прибалтийских..." Вощанов пояснил, что это заявление касается главным образом Крыма, Донбасса и Северного Казахстана, в которых живет значительное число россиян. – О.М.)
О.М.: Он же не от себя это предложил.
Е.Г.: Я не думаю, что от Ельцина.
 
О.М.: Ну, как так − пресс-секретарь предлагает от своего имени такие серьезные вещи…
Е.Г.: Ну, это же все-таки революционная ситуация. Она необычная. Там нормальные бюрократические законы не действуют. Я очень сильно сомневаюсь, что он согласовывал это с Борисом Николаевичем.
 
О.М.: В таком случае Борис Николаевич должен бы сразу же опровергнуть заявление Вощанова, дезавуировать и выгнать его с работы.
 
Е.Г.: Ну, в общем-то, он его и дезавуировал. И очень быстро выгнал с работы…
 
О.М.: Все-таки у меня было ощущение, что через Вощанова был просто вброшен пробный шар. Такое ведь часто бывает: вбрасывают что-то через пресс-секретаря, референта, помощника…
Е.Г.: Это же было через семь дней после фактического краха Союза. Был полный бардак в стране.

Заявление П.Вощанова 26 августа 1991 г.: 
Пресс-секретарь Президента официально заявляет
"В последние дни в ряде союзных республик провозглашена государственная независимость, заявлено о выходе из Союза ССР. Возможны и другие решения, существенно меняющие баланс отношений в рамках единой Федерации. В связи с этим уполномочен Президентом РСФСР сделать следующее заявление. Российская Федерация не ставит под сомнение конституционное право каждого государства и народа на самоопределение. Однако существует проблема границ, неурегулированность которой возможна и допустима только при наличии закрепленных соответствующим договором союзнических отношений. В случае их прекращения РСФСР оставляет за собой право поставить вопрос о пересмотре границ. Сказанное относится ко всем сопредельным республикам, за исключением трех прибалтийских (Латвийской, Литовской, Эстонской), государственная независимость которых уже признана Россией, чем подтверждена решенность территориальной проблемы в двусторонних отношениях".
П.ВОЩАНОВ
("Российская газета", 1991, 27 августа)

Из биографической справки П.Вощанова: 
С июля 1991 г. по февраль 1993 г. Вощанов был назначен на должность пресс-секретаря первого президента РФ Б. Ельцина. Во время августовских событий 1991 г. он вел все пресс-конференции Б. Ельцина. Одновременно Вощанов занимает должность руководителя Российского информационного агентства. В феврале 1993 г. указом президента, без уведомления, он был смещен с этого поста. Такой поворот событий в своей карьере для П. Вощанова стал поводом для своей отставки с должности пресс-секретаря (его преемником стал журналист Вячеслав Костиков)...

После того как Б.Ельцин 12 июня 1991 года был избран первым президентом Российской Федерации, Вощанова приглашают работать в новую команду президента. В июле 1991 г. он назначен на пост пресс-секретаря. Во время августовского путча 1991 г. П.Вощанов ведет пресс-конференции президента. В феврале 1992 года, вылетая из Парижа, П.Вощанов узнает, что указом президента он смещен с должности руководителя Российского информационного агентства, председателем которого он тогда являлся. На его место был назначен человек, который до этого времени проработал 15 лет директором стеклотарного завода.

П.Вощанов: 
«Окончательный разрыв случился, когда мы возвращались из Парижа, и вдруг в самолете я узнаю, что президент подписал указ о назначении нового руководителя Российского информационного агентства. Я тогда был председателем правления этого агентства, и никто не удосужился мне о новом назначении сказать. Самое же поразительное было в том, что президент подписал распоряжение о назначении на эту должность человека, ничего не понимающего в журналистике и проработавшего 15 лет директором стеклотарного завода. Тогда я попробовал было возразить, но мне было достаточно грубо сказано: иди и делай, что тебе царь велел: И вот тут я понял окончательно, что никакой я не соратник, а просто слуга у такого вот хозяина. Слугой я быть не хотел и ушел.

Поэтому, когда я услышал „Иди и делай то, что тебе царь велел!“, я приехал домой, собрал чемоданчик и в этот же день улетел из страны. „Царь“, разумеется, велел не это. Сначала я улетел в Стамбул. Там меня ждал самолет президента Болгарии Желе Желева. Мы были хорошо знакомы. На следующий день я был уже в Софии, а к вечеру – в Париже. И полтора года я не мог вернуться в Россию, потому что шел своеобразный торг – буду я публиковать какие-либо воспоминания? Тогда мне нет места в России. Не буду – значит, могу вернуться. Звонков было много – мне предлагали разные должности. Очень хорошие. Но я понимал, что, если я эти предложения приму, все равно долго не проработаю. У моих оппонентов за Кремлевской стеной появятся аргументы, что „никто его не прогонял и никакого конфликта не было – он просто непрофессиональный человек, завалил всю работу, мы ему предложили хорошую должность, он и здесь все завалил! О каком политическом несогласии может идти речь?!“. В последний раз, когда мне позвонили, я сказал, что не буду ничего публиковать. И они дали отмашку: тогда можешь возвращаться». 
 

П.С. от 10 апреля 2011 г.
В разговоре, состоявшемся после размещения этого постинга, Павел Вощанов подтвердил обоснованность сомнений хозяина этого блога в аккуратности описания событий конца августа 1991 г., данного Е.Гайдаром.

П.Вощанов подтвердил, что:
1. Смысл и суть заявления, текст которого приведен выше, и под которым стоит подпись "П.Вощанов", были согласованы
 П.Вощановым непосредственно с Б.Ельциным.

2. Перед
 отъездом Б.Ельцина в отпуск в Юрмалу П.Вощанов задал Б.Ельцину прямой вопрос, согласен ли он, Б.Ельцин, на обнародование этого заявления. Б.Ельцин дал прямой ответ: "Да".

3. Публикация заявления от имени Б.Ельцина за подписью П.Вощанова сопровождалась брифингом П.Вощанова
 для журналистов, во время которого на вопрос, может ли он назвать страны, к каким относится указанное заявление, П.Вощанов назвал две республики: Украину и Казахстан. Эти комментарии П.Вощанова вызвали болезненную реакцию в Киеве и Алма-Ате.

4. Вскоре Б.Ельцин из Юрмалы позвонил П.Вощанову и высказал свое неудовольствие. На вопрос, что именно вызвало его неудовольствие, Б.Ельцин пояснил, что с текстом самого заявления он согласен, но считает, что упоминание П.Вощановым названий республик, к которым могут быть применены меры, упомянутые в заявлении, было излишним.

5. Данная история не повлияла на характер сотрудничества Б.Ельцина с П.Вощановым, которое продолжалось без каких-либо значимых проблем в течение еще шести месяцев – вплоть до февраля 1992 г.

6. В феврале 1992 г. во время возвращения из Парижа между Б.Ельциным и П.Вощановым состоялся «тяжелый разговор», по результатам которого П.Вощанов по собственной инициативе прекратил исполнение обязанностей пресс-секретаря Б.Ельцина и покинул Россию. Вплоть до конца 1992 г. (по другим данным – до февраля 1993 г.) между Администрацией президента РФ и П.Вощановым продолжались переговоры об условиях возвращения последнего к исполнению им обязанностей пресс-секретаря Б.Ельцина. В конце 1992 г. (по другим данным – в феврале 1993 г.) эти переговоры были завершены без достижения согласия сторон, в результате чего был обнародован Указ об освобождении П.Вощанова от обязанностей пресс-секретаря президента.

7. Иными словами, заявления Е.Гайдара, сделанные в интервью О.Морозу:
- о том, что П.Вощанов не согласовывал «заявление П.Вощанова» с Б.Ельциным,
- о том, что Б.Ельцин дезавуировал «заявление П.Вощанова»,
- о том, что Б.Ельцин «выгнал П.Вощанова с работы», тем более «быстро»,
не соответствуют действительности.

8. Кроме того, на момент обнародования "заявления Вощанова" 26 августа 1991 г. Союз ССР продолжал существовать. Независимость Эстонии, Латвии и Литвы была принана 6 сентября 1991 г., сам Союз ССР прекратил свое существование 26 декабря 1991 г.

(deleted comment)

Date: 2011-04-07 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mokle.livejournal.com
Что касается Беловежья, то существовал механизм выхода из СССР, он если я не ошибаюсь, был заявлен в самой справедливой из всех конституций мира, т.е. в Советской.
А именно выход полностью в тех границах, которые имелись в СССР. Вообще интересно было бы привести этот закон полностью.

Date: 2011-04-07 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] erendir.livejournal.com
в конституции было прописано право выхода республики из СССР. Конкретного механизма однако нигде указано не было, что служило формальным поводом из-под руки Москвы никого не отпускать.

Всё вышесказанное моё ИМХО.

Date: 2011-04-07 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mokle.livejournal.com
я нашла какой-то закон-механизм, принят он что характерно в 1990, когда СССР уж дышит на ладан...
Нет, нельзя все же подменять понятия - одно дело выход из СССР, другое - прекращение Союзного договора. Каким образом 4 республики в Беловежье должны были решить судьбу других республик CCCP? Они решили судьбу Союза, прекратив его существование.

Date: 2011-04-07 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] nanoprovod4ik.livejournal.com
Да к тому времени около 10-ти республик уже заявили о выходе.

Date: 2011-04-07 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mokle.livejournal.com
Слова Вощанова относятся к дням путча.
К тому времени о выходе заявили только две республики - их заявление не нашло признание в международном сообществе, и отказались подписывать новый союзный договор еще четыре.
К тому же 10, вы говорите? Видите, даже после путча кто-то не хотел уходить из Союза.

Date: 2011-04-07 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] nanoprovod4ik.livejournal.com
К началу 1991 г. Все республики объявили о суверенитете.
До конца августа 1991 9 из 15 объявили о независимости.
К моменту подписания Беловежского соглашения независимость провозгласили ВСЕ (Казахстан через неделю).

Date: 2011-04-07 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] mokle.livejournal.com
И какие ваши выводы? А зайти хотя бы в Википедию и прочитать можно и подробнее. Глава распад СССР
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%B4_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

Date: 2011-04-10 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] nanoprovod4ik.livejournal.com
Выводы простые. Все это нытье по СССР - труположество и бесплодное политиканство.

Date: 2011-04-10 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] mokle.livejournal.com
Ну да ) Никуда СССР и не кончился. Труп этот продолжает быть и зомбировать все постсоветское пространство.
Изначально, мой коммент предназначался юзеру, который мало что не продолжил разговор, он и вовсе из ЖЖ удалился (или удалили?). Так что разговор не состоялся и прекращается.

Date: 2011-04-07 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mike-2304.livejournal.com
Откуда 4-то? Кто был четвертым?

Date: 2011-04-07 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] di09en.livejournal.com
Пожалуйста!
http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0973.htm
http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0974.htm
ЗАКОН СССР ОТ 03.04.1990 О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР и постановление о введении его в действие.
(ссылка с sssr.su)

Date: 2011-04-07 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mokle.livejournal.com
Речь о выходе советской республики из СССР.

Date: 2011-04-07 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com
Ерунда. Если бы угрозы Вощанова попытались привести в исполнение, проблемы бы начались прямо тогда. В виде "югославского варианта".

Date: 2011-04-07 09:43 am (UTC)

Date: 2011-04-07 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mike-2304.livejournal.com
Быстро же его выгнали - аж через полтора года...

Date: 2011-04-08 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] yaromirhladik.livejournal.com
Договорные отношения предусматривают мнения всех сторон общего договора. Если заключен договор, и одна сторона его разрывает, то могут быть разные мнения об этом.
Это же не действия, а просто мнения о возможном.

Границы действительно, именно в тот период, не были четко разграничены. Делимитация - разграничение на карте, демаркация - разграничение на местности. Уж "на местности" границы точно не были обозначены. А с учетом масштабирования советских карт, а также советские карты заведомо делались неточными - для обмана врагов за границей, и для обмана советских перебежчиков изнутри СССР, необходимость обсуждения решения вопроса была.

Но если границы обозначаются, то правительство именно России из чьих интересов должно исходить ?. Из интересов Украины и Казахстана ?. Или из интересов России ?.
Как-то логично, чтобы президент РФ, тогда - Ельцин, и правительство РФ, исходили все-таки из интересов России, а не сопредельных государств.

И проблема соотечественников действительно была. Правда, телевидение России больше говорило о проблемах русских в Балтии, в Латвии и Эстонии, а вот о Туркмении, или других республиках, как-то не обсуждалось.

Date: 2011-04-08 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] yaromirhladik.livejournal.com
"И вот тут я понял окончательно, что никакой я не соратник, а просто слуга у такого вот хозяина. Слугой я быть не хотел и ушел."

Самое правильное, по-моему, если есть мотивация нечто сделать для свободы, или для общества, или для страны, то может быть стоило бы продумать, какую именно идею, план, проект стоит реализовать, и как это сделать. С учетом всего механизма.

Личные обиды, конечно, также могут являться серьезной мотивацией.

"О каком политическом несогласии может идти речь?!“."

Окончательный разрыв случился, когда мы возвращались из Парижа, и вдруг в самолете я узнаю, что президент подписал указ о назначении нового руководителя Российского информационного агентства. Я тогда был председателем правления этого агентства, и никто не удосужился мне о новом назначении сказать. Самое же поразительное было в том, что президент подписал распоряжение о назначении на эту должность человека, ничего не понимающего в журналистике и проработавшего 15 лет директором стеклотарного завода. Тогда я попробовал было возразить, но мне было достаточно грубо сказано: иди и делай, что тебе царь велел: И вот тут я понял окончательно, что никакой я не соратник, а просто слуга у такого вот хозяина. Слугой я быть не хотел и ушел.


Это "политическое" несогласие ?. Или все-таки, личная обида ?.

Затем, киноактер Р. Рейган был одним из лучших президентов, к примеру. Профессионал делает свою работу за деньги, а любитель старается ради самого предмета, и за счет этого, вполне может быть. Например, "непрофессиональный" актер кино далеко не всегда хуже профессионала. Или одним из лучших советских шпионов был Николай Кузнецов, который не был профессионалом. Как говорит сатирик М. Задорнов :"любитель Ной сделал ковчег, а профессионалы построили "Титаник".

Журналистика вполне доступна любому грамотному человеку. При этом, корректоры требуются почему-то и для газет, и для других СМИ.

При оценке журналиста лучше бы полагаться на, к примеру, такие премии как Пулитцеровская, или другие премии, отмечающие вклад конкретного журналиста. А все остальное - это показатель дискуссионный.

Date: 2011-04-08 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] urif.livejournal.com
Одно маленькое уточнение. «Дилетант и актеришко» Рейган до этого (кажется 8 лет??) был губернатором самого большого американского штата – Калифорния. Он, в отличии от нынешнего президента, имел серьезный опыт управления. Причем при нем Калифорния процветала. Так что к 1980 он стал самым, что ни на есть, профессионалом, а не демагогам и политиканом. В том то и секрет его успеха на посту президента. В СССР руководителей приучали жить по принципу «Чего изволите?», т.к. независимых и самостоятельных убирали. Они привыкли к окрикам из горкомов и ЦК. В 1991 году исчезла палка, вот и люди, воспитанные той системой, растерялись. Они оказались неспособными принимать самостоятельные решения и брать ответственность на себя. Секрет успеха реформ Саакашвили, как раз и состоит в том, что взял на себя смелость разогнать то самое руководящее звено, оставшееся ему в наследство от СССР. В России, как мне кажется, оказались к этому не готовы.

Date: 2011-04-09 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] yaromirhladik.livejournal.com
"Они оказались неспособными принимать самостоятельные решения и брать ответственность на себя".

Системы управления в СССР были разными, при разных великих вождях. Чтобы преуспеть при Сталине, недостаточно было его хвалить. Если бы Берия только хвалил Кобу - никогда бы не преуспел. Берии был доверен свой участок, вполне самостоятельный. И на более мелких уровнях также советские управленцы были "маленькими сталиными", вполне самостоятельными, в границах своего участка работы. И при Брежневе также было.
При Хрущеве управленцы были обходительными, улыбчивыми, но в своих пределах - вполне самостоятельными.

"Рейган"

При американских выборах огромное значение имеет прическа кандидата в президенты, фотогеничность, и тут у Рейгана было актерское преимущество, он знал, как работать с камерой. Губернаторство такого значения не имеет.

А при политических дебатах между кандидатом, рассказывающим анекдоты, и его противником, анекдоты имеют решающее значение.

Date: 2011-04-12 12:33 am (UTC)
From: [identity profile] one-sergey.livejournal.com
Честно говоря, как-то многовато в последнее время (год или чуть больше) было выводов "...не соответствуют действительности."

Profile

aillarionov: (Default)
Illarionov

April 2023

S M T W T F S
       1
2 34 5 67 8
9 10 11 12131415
1617 18 19 2021 22
23 2425 2627 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 4th, 2025 02:17 am
Powered by Dreamwidth Studios