В идущей ныне дискуссии о том, что произошло в нашей стране двадцать лет назад, "голодом" часто называют перебои с продовольствием - проблемы реальные, тяжелые, мучительные, захватившие большинство граждан нашей страны, но тем не менее несопоставимые с настоящим голодом, который переживали другие страны, который ранее переживала наша страна.
Утверждения о массовом голоде и даже о его угрозе на рубеже 1980-х -1990-х годов - лживы.
Но не только.
Они кощунственны.
Они кощунственны перед памятью миллионов наших сограждан, умерщвленных в нашей стране голодоморами ХХ века.
Они кощунственны перед теми немногими из них, уже очень пожилыми людьми, кто смог пережить голодовки 1921-22 гг., 1932-33 гг., военных лет, 1946-47 гг., кто дожил до наших дней и кто, сохраняя в своей памяти ужасы того времени, вынужден теперь становиться свидетелями вакханалии восславления лоснящихся "спасителей страны", спасших, как пишут мне в комментариях, от "двухчасовых очередей за болгарскими персиками", от "синих цыплят в магазинах", от "одной только ледяной рыбы".
Они кощунственны перед памятью тех, кто не смог пережить шока перемен последних двух десятилетий 1990-х и 2000-х, в течение которых общая смертность в России оказалась в полтора раза выше, чем за два предшествующих десятилетия 1970-80-х годов, и кто своими свежими могилами продолжает переполнять российские кладбища.
Но такие утверждения еще и циничны и хладнокровно-расчетливы. Потому что организаторы пропагандистской кампании о "спасении от голода на рубеже 1980-90-х годов" не могут не понимать, что де-факто эта их кампания работает на выдавливание из национального сознания воспоминаниями "об очередях за персиками" памяти о настоящем голоде и других чудовищных злодеяниях коммунистическо-нквдешной диктатуры.
О голоде 1932-33 гг., от которого по последним оценкам только в России погибло 2,2 млн.чел (во всем СССР - 7,3-7,5 млн.чел.)
http://demoscope.ru/weekly/2003/0103/tema04.php российских воспоминаний, увы, немного. Их, в отличие от украинских властей, думающих и заботящихся об истории и будущем своей страны, у последних живых свидетелей нашей Катастрофы не собирают духовные наследники командиров ЧОНов и заградотрядов, ставшие российской властью. Им необходимо, чтобы Россия об этом забыла. Им важнее воспеть себя.
С демографической точки зрения о голоде 1932-33 гг. писали в т.ч. А.Г.Вишневский, Е.М.Андреев, Л.Е.Дарский, Т.Л.Харькова. Под катом - статья Татьяны Леонидовны Харьковой "Вспоминая о голодоморе".
( Read more... )