aillarionov: (Default)
Illarionov ([personal profile] aillarionov) wrote2015-02-09 03:40 pm

Конец эпохи русских империй

Текст в основном написан Е.Покровской по результатам совместных обсуждений.

Мы живем в конце эпохи.
Вполне возможно, что мы живем к конце сразу нескольких эпох, но скольких именно и каких точно, мы сейчас точно не знаем. Но вот одна эпоха совершенно точно на наших глазах подходит к концу, к концу абсолютному и бесповоротному – эпоха русских империй.

Кому-то это заявление может показаться анахронизмом: мол, а как же насчет 1917 года?
Или уж – на худой конец – как насчет года 1991-го, если СССР считать полноправным продолжателем имперской традиции?

Конечно, и в 1917 году произошло крушение империи. Та, что рухнула тогда, именовалась Российской.
И в 1991 г. закончился СССР. Империя, какая обвалилась тогда, называлась Советской.
А сейчас подходит к своему концу, толком даже не начавшись, имперский проект под названием "Русский мир".

Эпоха империй заканчивается не только тогда, когда происходит утрата территорий, но и тогда, когда умирает имперская идея, породившая тот или иной имперский проект. Когда мысль о том, что империя и все, что с ней ассоциируется, – будь то роскошь или ужас, катастрофа или расцвет – безвозвратно уходят в прошлое, и будущего у нее больше нет. Никакого. Ни великого, ни ничтожного. Ни блистательного, ни мизерабельного.


А дальше – совершенно другой путь.

Именно этот процесс, протекающий одновременно и на полях сражений и в сознании миллионов людей, мы сейчас и наблюдаем. Более того, в этом процессе мы сейчас и живем.
...
Для нас сейчас наиболее важным является то, что даже после распада СССР в 1991 г. русская имперская парадигма и сопутствующая ей идеология не ушли полностью в небытие. Частично это можно объяснить, разумеется, классическим постимперским синдромом. Но не только им.


Для многих людей, оказавшихся в результате распада СССР в новых государствах, утрата принадлежности к «России» означала одновременно утрату и важной культурной составляющей своей жизни и некоего эфемерного, но тем не менее вполне реально ощущавшегося, «чувства причастности» к более крупной общности. У многих сохранялось ощущение (активно поддерживавшееся российским руководством), что вот Россия-де осталась Россией, а все остальные постсоветские государства – это лишь некое историческое недоразумение.

Да и российские имперцы ощущали себя так, словно у них из-под ног ушла почва – отсюда и заявление о «крупнейшей геополитической катастрофе ХХ века», сформулированное Е.Гайдаром и популяризированное В.Путиным. Для возвращения под ноги столь необходимой почвы, имперская идея продолжала разрабатываться одновременно в самых различных организационных формах: СНГ, Союзное государство России и Беларуси, ОДКБ, Таможенный Союз, Евразийский Экономический союз...


И, наконец, как один из наиболее «естественных» и «само собой разумеющихся проектов» – так называемый «Русский мир», «Российский Союз», воссоединение Украины, России и Беларуси в одно государство в соответствии с рекомендациями А.Солженицына:
«И вот за вычетом этих двенадцати [имеются в виду республики Балтии, Южного Кавказа, Средней Азии. – Е.П.] – только и останется то, что можно назвать Русь, как называли издавна (слово «русский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов), или – Россия (название с XVIII века), или, по верному смыслу теперь: Российский Союз».

Самое примечательное во всех этих суетливых проектах 1990-х – 2000-х гг. состоит в том, что являлись они не только исключительно продуктом мысли кремлевских сидельцев. Поначалу инерция мягкой имперской идеи была еще весьма сильна и среди элит новых независимых государств, видевших в тесном союзе с Россией залог собственной безопасности и экономического процветания. Во многих постсоветских республиках Б.Ельцина именовали «главным президентом». Еще в начале 2000-х годов В.Путин с заметным отрывом лидировал как наиболее популярный политический деятель и как «естественный лидер» постсоветского пространства. Сейчас об этом даже странно вспоминать, но в Украине по популярности он опережал всех национальных политиков – и прозападных и пророссийских. Идея сближения и даже «объединения с Россией в какой-то форме» была достаточно популярной на многих территориях бывшего Союза.

А что происходит сейчас?
Почему именно сейчас наступает «конец эпохи русских империй?

Когда, казалось бы, от Молдовы отрезано Приднестровье, от Грузии – Абхазия и Южная Осетия, у Украины отнят Крым, а теперь пытаются отгрызть еще и Восточный Донбасс?

Потому, что если шкура имперская еще немного сохранилась, а вот пищи для имперской идеи уже больше нет.

Начнем с наиболее очевидного – с Украины. В результате «Революции достоинства», российской аннексии Крыма, массового сопротивления путинской антиукраинской агрессии, в Украине рекордными по скорости темпами формируется нация, сознающая свое внутреннее единство и свое коренное отличие от нации «российской». В новую украинскую гражданскую нацию вливаются и «западенцы» и украинцы Центра, Юга и Востока страны, и украиноязычные и русскоязычные, и этнически стопроцентно русские граждане Украины. Это объединение происходит совершенно осознанно, так прям и скажем: «свiдомо».


Возникновение новой украинской гражданской нации означает, что для имперской России и для российских имперских проектов Украина утрачена навсегда. Свыше сорока миллионов человек, осознающих, что они являются отдельной нацией, в корне отличной от соседа, от «брата у ворот», вернуть в какой-либо российский имперский проект более невозможно.

Для российского имперского проекта, несомненно, потеряна и Беларусь. И не только потому, что Лукашенко неоднократно и недвусмысленно вербализовал готовность противостоять возможной российской агрессии на государственном и военном уровне. Но еще и потому, что события последнего года, энергично формирующие украинскую гражданскую нацию, дали мощный толчок укреплению национального сознания белорусов.

Начиная с 2006 г. – и окончательно с 2008 г. – для российских имперских проектов утрачена и Грузия, до того – одна из наиболее пророссийски ориентированных стран постсоветского пространства. Развернуть грузинское национальное сознание теперь уже нельзя никакими сменами правительства. Никакие гиоргадзе и иванишвили уже не смогут заставить грузинскую молодежь планировать свое будущее вместе с Россией так, как многие из них совершенно искренне делали всего лишь десятилетие-полтора тому назад. Потеряна для российсих имперцев и Армения, особенно сейчас, после чудовищного преступления, совершенного российским военнослужащим, так и не выданным армянскому правосудию. Медленнее, но столь же последовательно отдаляются от империи Казахстан и Киргизия. С другими республиками Средней Азии и так все ясно.

Таким, образом, на постсоветском/постимперском пространстве не осталось заметных кандидатов, желающих ассоциировать себя с брендом «Россия». Это, кстати, остро ощутили наиболее чуткие из российских имперцев. В частности, Ю.Латынина уже в июле прошлого года отчитала Путина за то, что своей агрессивной политикой он «испортил песню» российской культурной колонизации, которая с ее, Латыниной, точки зрения, была такой многообещающей.

Окончательно имперская идея умирает тогда, когда миф о «единстве империи» умрет в самом ее центре. Как ни парадоксально это звучит, но именно этому сейчас мы и становимся свидетелями. Вспомним, каковы были аргументы российских имперцев еще меньше года назад? «Украинцы и русские – это вообще один народ», «украинской нации не существует, разве что западенцы, но их немного», «у русских и украинцев одна культура, одна история, одна религия и практически один язык». Что мы слышим со стороны российских имперцев сейчас? Антиукраинские оскорбления, сводящиеся к тому, что ничего общего у украинцев и русских нет. И что война, ведущаяся сейчас на Донбассе, – это война двух совершенно разных народов.

При всей отвратительности разбуженного русского шовинизма именно он и оказывается самым эффективной убийцей русского имперского сознания. Неизбежным следствием выпущенного шовинистического джинна в самой России становится широкое осознание того, что даже в своих международно признанных границах Россия остается имперским образованием, включающим в себя территории и народы, удерживаемые лишь старыми имперскими инструментами – силовым подавлением, подкупом элит, идеологией «братства», страхом альтернативного пути развития.


Подавляющему большинству россиян все более очевидно, что некоторые части России Россией, собственно, не являются. Например, Чечня (это, кажется, еще неочевидно лишь М.Ходорковскому, но со временем, может быть, и он сможет это понять).

Только через расставание с империей, с имперской идеей, с имперским сознанием лежит путь формирования русской гражданской нации. Для любой постимперской нации это весьма болезненный опыт. Но совершенно неизбежный. И опыт других бывших имперских наций – от англичан и французов, испанцев и португальцев, бельгийцев и голландцев, шведов и поляков, немцев и австрийцев до турок и сербов – будет нам на этом пути и серьезным подспорьем и вдохновляющим примером.

Как отдельный человек, излечивающийся от тяжелого психического расстройства, начинает осознавать себя, сопоставляя собственный образ с представлениями о других людях, соизмеряя собственные интересы с интересами окружающих, так и нации (русской) предстоит подобный путь. Если четверть века назад некоторым ее представителям стало, наконец, ясно, что «нет у нас сил на империю» (большую), то сегодня миллионам приходит осознание того, что нет никаких оснований и для империи малой («русского мира»). Что и у русских – как у десятков других народов – нет другого выхода, кроме преобразования русской имперской нации в русскую гражданскую нацию.

Смерть русского имперского дракона растянулась на столетие.
Первая его голова под названием «Российская Империя» умерла в страшных мучениях в 1917-20 годах.
Другую – под названием СССР – удалось быстро и с относительно малой кровью отрубить в 1991 году.
Полтора года назад из полузабытого склепа была извлечена и обрызгана «сакральной крымскою водицей» третья голова того же чудовища под названием «Русский мир». Сегодня на полях Восточной Украины, в городах и поселках Донбасса, в страшных судорогах, унося с собою жизни тысяч героев умирает эта последняя голова русского имперского дракона.

Эпоха русских империй на этом заканчивается.
Но на этом не заканчивается история русских и России.
Начинается другая эпоха – эпоха русской гражданской нации, русского гражданского общества, русского национального государства.

http://susel2.livejournal.com/84873.html

[identity profile] lagezza.livejournal.com 2015-02-09 11:51 am (UTC)(link)
Для многих людей, оказавшихся в результате распада СССР в новых государствах, утрата принадлежности к «России» означала одновременно утрату и важной культурной составляющей своей жизни и некоего эфемерного, но тем не менее вполне реально ощущавшегося, «чувства причастности» к более крупной общности. У многих схранялось ощущение (активно поддерживавшееся российским руководством), что вот Россия-де осталась Россией, а все остальные постсоветские государства – это лишь некое историческое недоразумение.

Абсолютно верное замечание, тем более что это истине соответствует в какой-то мере. Хотя самая главная для меня загадка - эта та же попоболь, но у уехавших вообще: в Германию, в США, во Францию. ИМ-то что казалось бы!

[identity profile] andreybar.livejournal.com 2015-02-09 11:57 am (UTC)(link)
Красиво сказано и весьма созвучно с моими представлениями о происходящих процессах.

[identity profile] qulac73.livejournal.com 2015-02-09 11:59 am (UTC)(link)
Давно пора, даешь Российские Соединенные Штаты! А если серьезно, то я оптимизма не испытываю. Развал скорей всего будет катастрафическим и кровопролитным.

[identity profile] pontecorvia.livejournal.com 2015-02-09 12:04 pm (UTC)(link)
Вот именно - мы наблюдаем крах империи. То есть, живём во время великого исторического оптимизма. Империя сама себя убивает. Она могла ещё отсидеться, откушаться и, набравшись сил, попытаться снова. Но она бросилась в авантюру, так и набрав достаточного веса. Она наступила на грабли Российской империи и СССР. Все, кто публично озвучивал желание переделить мир ("нас не устроит такой миропорядок") и брался за это - все кончали одинаково - от кайзера Вильгельма, до Советского же Союза. Почему РФ должна кончить иначе, если она даже много слабее своих предшественников?

Сейчас, в эти минуты, может происходить всё, что угодно. Путинвсехпереигрывает, могут иметь место военные победы диктатуры, дипломатические успехи. Нас не должно это сбивать с толку - нарушив мир, они нередко на первых порах добивались успеха. И Гитлер завоевал почти всю Европу и Вильгельм стращал Антанту канонерками. Конец всё равно один. Каковы бы ни были успехи. Вот я и не понимаю, отчего мы паникуем из-за каких то конкретных нынешних событий. Крах империи, крах одного слабого, но территориально большого государства, вздумавшего переделить мир, побороться за гегемонию - процесс объективный, закономерный, неизбежный. И что бы там царь России не планировал 10 лет, каких бы успехов в этом не достиг - ему конец. И именно реализация плана к этому концу приведет скорее всего.

[identity profile] derik-536.livejournal.com 2015-02-09 12:05 pm (UTC)(link)
Покровская в корне не права. Имперская идея совершенно не умирает. Умирает всего лишь нынешний этап ее реализации. Сама идея закопана очень и очень глубоко - в системе ценностей ВСЕХ воспитанников православного (в никоновской вариации) мира (и не важно, верующий или атеист в десятом поколении).

[identity profile] evgeniyum.livejournal.com 2015-02-09 12:05 pm (UTC)(link)
Оххх, как же сладка мысль о том, что мы живём в конце какой-то очередной эпохи.
Как же сладка мысль о том, что мы видим изменения "миллионов" сознаний.
Да просто освещение стало лучше.
А на самом деле - видим ли? Увидеть бы, как меняется одно единственное сознание - свое. Родное и чуждое одновременно.

А что происходит сейчас?

[identity profile] sj-brevis.livejournal.com 2015-02-09 12:06 pm (UTC)(link)

09.02.15 13:40 Россия применила авиацию под Дебальцево: 2 штурмовика СУ-25 нанесли удар по позициям 40-го батальона, - в районе Новогригорьевки.
Об этом сообщил источник Цензор.НЕТ.

2 штурмовика СУ-25 российских ВВС 20 минут назад нанесли авиаудар по позициям 40-го батальона в районе Новогригорьевки под Дебальцево. Источник: http://censor.net.ua/n323837

09.02.15 14:22 Авиация России нанесла второй удар по позициям ВСУ под Дебальцево: необходимо прикрытие от авиаударов

Опорный пункт под Дебальцево атаковали 4 штурмовика российских ВВС.
Как сообщил Цензор.НЕТ заместитель командира роты 40-го мотопехотного батальона старший лейтенант Ломакин, в 14-00 по опорному пункту под Дебальцево 4 штурмовика российских ВВС нанесли авиаудар.
"Нам необходимо прикрытие от авиаударов. Это уже второй налет за день", - заявил заместитель командира роты 40-го мотопехотного батальона. Источник: http://censor.net.ua/n323850
Edited 2015-02-09 12:52 (UTC)

Пережить бы этот "конец"

[identity profile] evgeniyum.livejournal.com 2015-02-09 12:12 pm (UTC)(link)
http://censor.net.ua/news/323837/rossiya_primenila_aviatsiyu_pod_debaltsevo_2_shturmovika_su25_nanesli_udar_po_pozitsiyam_40go_batalona

[identity profile] pihtosha.livejournal.com 2015-02-09 12:15 pm (UTC)(link)
Никакая Грузия, Армения и Украина с Беларусью не потеряна. Не обманывайтесь. Пока что Путин побеждает на этих фронтах, а Вы уже узрели третьим глазом его поражение. Одни лозунги!

[identity profile] djdrive.livejournal.com 2015-02-09 12:26 pm (UTC)(link)
Начинается другая эпоха – эпоха русской гражданской нации, русского гражданского общества, русского национального государства.


Было бы здорово! Но, пока сам не увижу, не поверю.

[identity profile] btclub.livejournal.com 2015-02-09 12:34 pm (UTC)(link)
"умирает эта последняя голова русского имперского дракона."
О "последней"-чрезвычайно,залихватски оптимистично.

[identity profile] alexsas2645.livejournal.com 2015-02-09 12:35 pm (UTC)(link)
*эфемерного, но тем не менее вполне реально ощущавшегося, «чувства причастности» к более крупной общности.*

Правильно сказано. Подтверждением тому является Грузия, где такие настроения среди людей среднего и пожилого возраста встречаются на каждом шагу... несмотря на радикальные реформы Саакашвили. Я был в Батуми осенью прошлого года, встречался и разговаривал со многими людьми, так что знаю точно о чём говорю.

слабенько

[identity profile] wendy-beckett.livejournal.com 2015-02-09 12:55 pm (UTC)(link)
когда в России начнут демонтировать памятники императоров (автор текста может отказаться от Петра "Великого"? вряд ли), когда Россия выведет войска из Приднестровья, с Кавказа, из Украины, отдаст Курилы и часть Финляндии, тогда поговорим.

это нереально, в видимой перспективе этого не произойдет.
потому что русский человек ассоциирует свою доблесть, честь, славу, свершения и историю с завоеваниями других народов.
вы думаете, что это "Дружба народов" и вы как-то исключительно мягко и дружелюбно поглощаете эти народы.
но спросите у самих народов - это дружба на крови, чередование объятий и казней.

фраза: "Для многих людей, оказавшихся в результате распада СССР в новых государствах, утрата принадлежности к «России» означала одновременно утрату и важной культурной составляющей своей жизни ...
что вот Россия-де осталась Россией, а все остальные постсоветские государства – это лишь некое историческое недоразумение"
- для украинцев звучит крайне нелепо.
мы были горды создать свое собственное государство. а ностальгию по культуре старшего брата испытывают только этнические русские.

словом, даже этот текст от, по всему видно, прогрессивно мыслящего человека, не показывает начала конца русских империй.

[identity profile] reformua.livejournal.com 2015-02-09 01:09 pm (UTC)(link)
К сожалению желаемое за действительность.

[identity profile] Сергей Викулов (from livejournal.com) 2015-02-09 01:15 pm (UTC)(link)
«При всей отвратительности разбуженного русского шовинизма именно он и оказывается самым эффективной убийцей русского имперского сознания»

Это самое важное в статье. Кто-то считает империю добром, кто-то злом. Путин сам губит империю. Иначе поступать не может. Абсолютное пренебрежение ЧЕЛОВКОМ в любых масштабах и любых проявлениях основа ментальности Путиных и Януковичей. Основное содержание преступного сознания.

Сомневаюсь, что новая эпоха Ð

[identity profile] boris-mos-ru.livejournal.com 2015-02-09 01:27 pm (UTC)(link)
"Начинается другая эпоха – эпоха русской гражданской нации, русского гражданского общества, русского национального государства."
Уважаемые Андрей и Елизавета!
Если бы Вы огласили начало зарождения русского национального государства, которое начнёт проклёвываться на свет божий в ближайшие 10 лет после становления национальных государств Украины, Грузии и Прибалтики, то я бы с Вами согласился.
Сегодня русское население пассивно, а "торжественно" провозглашаемые для него лидеры оседающие в Москве или Подмосковье равнодушны к остальной Центральной России и окраинам, превращённым или оставленным за последние 100 лет в пустынном состоянии проживающего там социума среди развалин или ещё действующих индустриальных объектов уходящей эпохи всеобщего братства в условиях диктатуры от имени рабочего класса.
Было бы неплохо, если бы уже завтра были ощутимы процессы начала национализации России.
Однако это произойдёт по моему мнению, когда упомянутые Вами осколки бывшей Российской империи и другие головокружительные проекты московских режиссёров сделают банкротами всё население России, тогда и начнётся проклёвываться русское национальное государство.
Edited 2015-02-09 14:22 (UTC)

[identity profile] poulsam.livejournal.com 2015-02-09 01:33 pm (UTC)(link)
Прямой связи нет

Одесская киностудия Год: 1979

[identity profile] valeryich2000.livejournal.com 2015-02-09 01:52 pm (UTC)(link)

[identity profile] tijd.livejournal.com 2015-02-09 01:56 pm (UTC)(link)
Я считаю, что Россия не то, что является лидером, а она может и должна всемерно наращивать и укреплять свои лидирующие позиции в этой части планеты в следующие 50 лет. Скажу больше, я считаю, что идеология России - и я глубоко в этом убежден, - на всю обозримую историческую перспективу должна сталь идеологией либерального империализма, а целью Российского государства должно стать построение либеральной империи.
(А. Чубайс, 25 сентября 2003 г.)

Империи

[identity profile] Василий Ртищев (from livejournal.com) 2015-02-09 02:11 pm (UTC)(link)
Несколько уточнений.

Абсолютное большинство белорусов до сих пор являются глубоко советскими людьми и ежедневно смотрят так называемые новости на ТВ (я как-то проездом смотрел в Бресте белорусские каналы, Киселев отдыхает). Белорусский язык за 20 лет правления Лукашенко практически исчез из употребления, а сильное национальное самосознание является непременным атрибутом в деле противостояния имперской агрессии. Так что Беларусь является, как по мне, самым слабым звеном.

По поводу Грузии. Грузины продолжают с упорством, достойным лучшего применения, массово голосовать за "Грузинскую мечту", - а такой выбор ни к чему хорошему однозначно не приведет. Более того, сейчас там продолжаются многочисленные вопиющие процессы над соратниками Саакашвили, которые все как один, по мнению грузинского суда, оказались коррупционерами и ворами. Я так понимаю, большинство грузинского общества поддерживает данный шабаш, иначе бы они вышли хоть как-то выразить свое несогласие. Так что Грузия тоже является уязвимым звеном, учитывая наличие внутри ее территории двух террористических образований.

Насчет расставания с имперским сознанием. Увы, все не так просто, как кажется, ведь две предыдущие Империи умерли не сами по себе, их целенаправленно уничтожили, и Андрей Николаевич в этом блоге довольно подробно разобрал, как была осуществлена спецоперация по развалу СССР http://aillarionov.livejournal.com/738651.html Так что имперское сознание сидит в российском обществе очень глубоко, и она никуда не денется просто так, по щелчку пальцев. Боюсь, этот процесс займет десятилетия, как минимум.

Это если меня спросить позит

[identity profile] halflingru.livejournal.com 2015-02-09 02:22 pm (UTC)(link)
Я боюсь ,что при всем ужасе и кровавости внутреннего развала империи описанный выше сценарий был бы позитивным в целом для человеческой цивилизации. Но увы не согласен с "оптимизмом" автора.

На данном этапе развития ситуации я вижу два варианта, это либо победа империи (в историческом разрезе недолгая но на еще несколько поколений хватит, и с неизвестным концом для мира, скорее с очередными 1000 темных лет до очередной эпохи ренессанса). Либо проигрыш и реформация ее через оккупацию. При этом я не уверен что к нам применят план маршала ибо неизвестно до каких зверств дойдет этот конфликт.

Я вполне допускаю что человечество преобразится и к проигравшей стороне будут применены тотальные методы геноцида. Без вариантов на выживание. А с учетом вероятного применения ядерного, химического и бактериологического оружия многие нации и так, без мести, будут на грани исчезновения.

Все зависит от степени безумства до которого дойдут конфликтующие стороны, но не однократно наблюдая за конфликтами я понимаю что у массового психоза не будет стоп сигнала кроме как тотальной измотанности и, или решительной победы.

Те кто задумали реконкисту (отвоевание) СССР далеко не дураки и действуют по определенному плану понимая все риски и великолепно просчитывая последствия каждого шага и действия. Слабые стороны только в подборе кукол и в неправильности передачи информации местами но при этом тотальное недопонимание со стороны их противников делает эти недостатки не критичными пока.

Я не вижу что бы в Европе пока возникли бы какие либо проблемы у Кремля, он шаг за шагом выполняет план, причем в отличии от всех империи до селе, игра началась не с силы империи а как раз с ее слабости. Всех убедили в том что это подыхающий змей, боюсь что окажется, что змей весьма даже живой, да еще успевший потравить своих противников (разооруженная не готовая армия блока НАТО, не подготовленные силы ядерного реагирования, полное недопонимание происходящего как в верхушке так и в низах).

Тотальная социализация всего запада, включая США, за политические голоса, тотальный приход левых бездельников повсеместно.

По сути борьба на данный момент происходит не столько между государствами сколько между принципами. Просто в РФ возобладал условно консервативный принцип. Это давление государства и незначительность отдельной личности. Остальные страны только определяются, хотя в большинстве пока придерживаются именно роли государства а не личности, даже в США.

Взрыв и образование гражданского общества в Украине повергло в шок весь мир и его все вместе стали с удовольствием давить, как внутри так и снаружи причем и РФ и Запад.

К сожалению не согласен по поводу Грузии и других республик, не раз уже такое проворачивали отпуская ненадолго республики а потом возвращая их в лоно "семьи". Убежать успела пока только Финляндия и то повезло с Маннергеймом, но и даже там сегодня полно наших засланцев да и среди Финнов много восторгающихся нашим руководством граждан. Как впрочем и в других Европейских странах.

Увы все очень не однозначно.

Комментарий

[identity profile] m-anuchin.livejournal.com 2015-02-09 02:54 pm (UTC)(link)
Я полагаю, что поднятый вопрос более частный, чем: крушение тоталитарных и авторитарных государств в мире в последние годы (СССР, Югославия, Ливия, Ирак, "в кризисе" Россия, Венесуэла, Иран, КНДР, Куба). Это мировой процесс с общими закономерностями ...
В 2011 году на Civitas.ru я опубликовал статью "Саморазрушение авторитарных режимов" (здесь сокращенный вариант)
"Вообще, я не о Тунисе, Египте и иных странах африканского и ближневосточного регионов. Хотя события у них приводят к определенным мыслям.
Объективный взгляд на историю развития мирового сообщества свидетельствует: современные авторитарные режимы не способны конкурировать с обществами и государствами, развивающимися по демократическому пути.
В этой конкуренции они (режимы) проигрывают по наиболее значимым социально-экономическим показателям, причем в прогрессии.
Суть авторитарных стран - управление гражданами, проживающими в них "группой лиц" (назову их - "властный блок"), в руках которых - основные функции управления (законодательная, судебная, исполнительная). СМИ в таких обществах находятся под властным и экономическим воздействием этой группы лиц, не имея возможности свободно информировать населения в противоречии с той информацией, которая пропагандируется "властным блоком".
При этом граждане, их различные социальные группы не "властного блока" не имеют рычагов воздействия на механизмы управления обществом.
Авторитарные общества управляются в рамках представлений и целей "властного блока" в отсутствии обратной связи с обществом в виде возможности сменить "властный блок" в рамках закона даже при частых актах мирного неповиновения и сопротивления.
В подобных авторитарных ("суверенных" и с прочими наименованиями) обществах социально-экономическое развитие в сравнении с демократическими странами идет с отставанием, причем по "нарастающей".
Население этих государств, имея все же доступ к мировой разнообразной информации о происходящем в иных странах, начинает осознавать: жизнь может и должна быть лучше во всех аспектах: экономических, политических, социальных, религиозных.
По этим причинам большинство граждан "вертикальных" обществ начинают испытывать дискомфорт в отсутствии свободы высказать свою точку зрения, ощущают невозможность даже малейшего влияния на изменения во "властном блоке" (политических, исполнительных, судебных органах), общество приходит в состояние, именуемым кризисом. Большая часть населения живет в условиях называемом "выживанием" и настолько хуже в сравнении с небольшой группой "властного блока", что ощущение и знание этого "рядовыми гражданами" приводит к ситуации возможного "социального взрыва".
Признаки грядущего социального взрыва проявляются и в небольших, но частых столкновения, именуемых межэтническими; социальном одобрении вне официальной сфере различных форм противодействия власти, включая насильственные, многочисленных интернет дискуссиях с проклятиями в адрес авторитарной власти; демократической борьбой за власть в рамках ТСЖ в жилищно-коммунальной сфере, где "властный блок" (по недосмотру) сохранил некоторые процедуры демократических выборов руководства товариществ по управлению жильем...
Есть вариантов дальнейшего развития:
· полное реформирование всех структур власти в рамках истинно демократических реформ, когда власть фактически будет разделена и представлять из себя "систему сдержек и противовесов", лицами, как из "властного блока", способными осознавать кризис авторитаризма и необходимость перехода общества на демократический путь с активным участием и под контролем лиц, которым доверяет большинство населения;
· мирный демонтаж этого режима уже помимо воли "властного блока" с параллельным созданием через выборы нового парламента в условиях свободы выборов и участия в нем всех желающих, имеющих на это демократическое право (с возможной люстрацией прежних властителей) и формирование подотчетного парламенту правительства. Возможно в отсутствии президента страны или с серьезным "усечением президентских функций";
· распад России на более мелкие государства, которые будут входить в конфедерацию с непрогнозируемыми последствиями.
-могут быть и иные, но приводить не буду.
Жаль, не хочет понять этого власть, имеющая якобы 70% и более процентов поддержки.
И. Сталин, С.Хусейн, иные "лидеры" и за 98% имели.

Контратака видимо не удалас

[identity profile] halflingru.livejournal.com 2015-02-09 03:35 pm (UTC)(link)


В районе Логвино на трассе Дебальцево - Артемовск продолжаются боевые действия, где противник смог пополнить свои резервы. Новость сообщает «Пресса Украины».

«По обе стороны есть потери в бронетехнике. Работает наша артиллерия. По хорошему, штабных мудаков, которые проспали вход противника в Лоскутовку в 6-00 и начали телиться только после обеда надо расстрелять. Отдельный разговор об наших танках, которые внезапно ломятся..», - отмечает командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко.

Как он добавляет, «сепари» в Лоскутовке «пережали» трассу.

«ВСУ и противодиверсионная группа Донбасса отошли на выходные», - отмечает Семенченко.

Напомним, ситуация в районе Дебальцево стала достаточно сложной, однако это было прогнозируемо, поскольку «глухая оборона» всегда приводит к «плачевному результату». Такое мнение высказал общественный активист Юрий Касьянов, который считает, что необходимо как можно быстрее осуществлять контрнаступление.

[identity profile] valeryich2000.livejournal.com 2015-02-09 03:47 pm (UTC)(link)
.......пройден поворот.........
Осознание того, что имперская идея преступная в своей сути - должно произойти в головах людей. Только тогда потеряют смысл всякие обсуждения типа какие у кремля-путина слабые-сильные стороны. И Путин неизбежно канет в лету вместе со всеми своими психологическими комплексами неполноценности.
Мои личные ощущения от общения с людьми - в головах разруха точно по профессору Преображенскому. Надежду вызывает лишь то, что существенная часть хотя бы начала задавать себе вопросы. А правильно поставленный вопрос - часто бывает лучше готового ответа.
_
Для ответа на вопрос "пройден ли поворот" - поделюсь своим критерием для пространства бывшего СССР.
Критерий простой - памятники Ленину на площадях.
Тут можно сделать экскурс по Украине и сравнить - где Ленина скинули, а где он еще стоит. Где произошел поворот в сознании, а где банды орудуют. По-моему - совпадение с Лениным полное.
_
Для России есть дополнительный критерий - незахороненное тело в мавзолее. У меня вообще по этому поводу суеверие - пока оно там лежит, мы все тут как-будто под проклятием ходить будем.
И когда его уже вынесут, убийцу этого вместе со всеми его статуями....

(Anonymous) 2015-02-09 03:58 pm (UTC)(link)
Выражу свою обывательскую догадку - имперскость после 1991 года поддерживалась исключительно распальцовщиками, включая тех кто теперь на вершине властной пирамиды - поскольку именно они, обворовав миллионы живущих, живших и еще не народившихся в этой стране - вдруг почувствовали себя Богами. Теперь представьте, если они из наворованных богатств скинутся только по 1% на пропаганду - этого было достаточно, чтобы зомбировать 99% обворованных, измордованных нищетой населения (москвичей сюда не отношу)

Page 1 of 2